Правовая система : особенности и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:53, доклад

Описание работы

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся "правовая действительность" данного государства. Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).Это понятие выражает очень важную идею, а именно:- право есть комплекс;- составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;- все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

Файлы: 1 файл

Cравнительное.docx

— 31.30 Кб (Скачать файл)

Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной  Европы. Основанием для рецепции в  экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Основной источник права — Закон (нормативный акт). Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь все Отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право.

К сфере публичного права относятся  административное, уголовное, конституционное  и международное публичное право. К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое и международное  частное право. В системе органов  государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные  органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, латиноамериканских государств).

группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции);

группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

В настоящее время демократические  традиции романо-германского права  дополнились идеями создания "европейского дома", евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма.

Во всех странах системы закреплен  принцип приоритета конституционных  законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, "разделении труда" между отдельными нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода "центрами притяжения" для других норм данных отраслей.

Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество  подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Вторым источником романо-германского права является обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Но как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе. выступая в качестве дополнения к закону. Структура романо-германского права. В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права - особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций).

 

Мусульманская правовая система.

Мусульманское право как система  образовалось еще в VII - X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Правовые системе 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т. д.). Здесь более 80 % населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день являются религиозные писания: Сунна, Коран и т. д. Так называемый путь следования ("Шар" или "Шариат") и составляет само мусульманское право, а оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с религией. В основе мусульманского права лежит четыре источника: 1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету. 2. Сунна сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. 3. Иджма конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов. 4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер. Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.

Система обычного права

Новое право молодых развивающихся  государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов  Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что  правовые и материальные нормы выступают  в неразрывной связи, а при  решении конфликтов стороны руководствуются  в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько  в том, чтобы устранить причиненное  зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта обычного африканского права  сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп  или сообществ, а не отдельных  индивидов.

Социалистическая правовая семья

Социалистическая правовая семья  появилась в 1917г. в России. Ее появление  было обусловлено не особенностями  юридического сознания, а марксистка ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Следовательно, на примере права  СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому  праву.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Единственным или  основным социалистического права  являлось вначале революционное  творчество исполнителей, а позднее  нормативно-правовые акты, в отношении, которых декларировалось, что они  выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией.Социалистическое право рассматривается как реализация марксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии.Советская система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа. Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право

Еще одним важным аспектом социалистического  права является отрицание советскими юристами частного права. Права по мнению теоретиков марксизма - ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость, от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом". Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права.


Информация о работе Правовая система : особенности и виды