Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:53, доклад
Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся "правовая действительность" данного государства. Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).Это понятие выражает очень важную идею, а именно:- право есть комплекс;- составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;- все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.
Романо-германское право возникло
в XII-XIII вв. в результате рецепции римского
права странами континентальной
Европы. Основанием для рецепции в
экономической сфере стали
К сфере публичного права относятся
административное, уголовное, конституционное
и международное публичное
В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:
группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, латиноамериканских государств).
группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции);
группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
В настоящее время
Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала, "разделении труда" между отдельными нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода "центрами притяжения" для других норм данных отраслей.
Кроме законов в странах романо-
Мусульманская правовая система.
Мусульманское право как система образовалось еще в VII - X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Правовые системе 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т. д.). Здесь более 80 % населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день являются религиозные писания: Сунна, Коран и т. д. Так называемый путь следования ("Шар" или "Шариат") и составляет само мусульманское право, а оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с религией. В основе мусульманского права лежит четыре источника: 1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету. 2. Сунна сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. 3. Иджма конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов. 4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общественный характер. Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения. С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.
Система обычного права
Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.
Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.
Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта обычного африканского права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов.
Социалистическая правовая семья
Социалистическая правовая семья появилась в 1917г. в России. Ее появление было обусловлено не особенностями юридического сознания, а марксистка ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.
Социалистическое право
Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание советскими юристами частного права. Права по мнению теоретиков марксизма - ленинизма - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость, от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это политика, и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом". Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права.