Правовая система Китайской народной республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Необходимо подчеркнуть чрезвычайную самобытность этой страны, в том числе и правовую, которой нет ни в одной из "охватываемых" стран. Эта самобытность отражается во всех сферах общественной жизни Китая, в том числе и в регулировании гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.
В начале XX в. страна восприняла кодифицированное гражданское право, однако сегодня социалистический Китай не имеет своего гражданского кодекса. Нет в современном Китае и единого закона о международном частном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………3
Глава 1. Этапы формирования правовой системы Китайской народной республики…………………………………………………………………….…..5
Глава 2. Источники и структурное построение права Китайской народной республики………………………………………………………..…..12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время правовая система Китайского государства переживает пятый этап своего развития (с 2011 г. по настоящее время). Одной из приоритетных задач, стоящих перед китайским законодателем, становится "превращение" подзаконных актов в законы, принятие единого кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере, а также внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты. В 2011 г. в КНР были приняты Закон о нематериальном культурном наследии, Закон о налоге на транспортные средства и суда, внесены 8-е по счету поправки в Уголовный кодекс (все указанные законы приняты 25 февраля 2011 г.). В апреле 2011 г. В КНР внесены изменения в Закон об угольной промышленности, в Закон о безопасности дорожного движения, в Закон о строительстве. В июне 2011 г. принят Закон об административном принуждении, внесены изменения в Закон о личном подоходном налоге, в Закон о военной службе. В самом конце 2011 г. изменениям подвергся Закон об удостоверениях личности граждан, Закон о профилактике и лечении профессиональных заболеваний. В первой половине текущего года ВСНП и его Постоянный комитет приняли Закон КНР о стимулировании чистых производств (новая редакция) (29 февраля 2012 г.). Внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс КНР (14 марта 2012 г.), принят Закон КНР о страховании военнослужащих (27 апреля 2012 г.).

Все вышеуказанное свидетельствует о поступательном развитии правовой системы КНР, ориентированной на постепенное создание необходимого для стабильного социально-политического и экономического развития страны правового климата с учетом собственной национальной специфики. Китайское государство не считает для себя полезным привносить существующие международные правовые институты, принципы и нормы в свою правовую систему без учета особенностей правосознания и правовой культуры Китая. Такой опыт, несомненно, представляет большой интерес2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Источники и структурное построение права Китайской народной республики

 

По мнению видных китайских теоретиков права, к источникам современного социалистического права Китая относятся:

1) Конституция КНР3. Китайская Конституция является основным источником права, "никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции" (ч. 3 ст. 5 Конституции КНР).

2) законы. В китайской юридической  науке отсутствует принятое в  России деление законов на  федеральные конституционные законы, федеральные законы. В сборниках  законодательства КНР и юридической  литературе все действующие законы распределены по отдельным группам согласно отраслевому признаку (конституционные, гражданско-правовые, административные, социальные, уголовные, процедурные).

3) административно-правовые акты - важнейший источник современного  права КНР, количество которых значительно превышает законы (к настоящему времени действует более 9000 актов).

4) местное законодательство. Оно  достаточно хорошо развито в  современном Китайском государстве  и зачастую направлено на регулирование  социально-экономического развития конкретного региона.

5) правила. Под указанным источником  права китайские юристы понимают  особые административные документы, принимаемые специальными административными  органами КНР во исполнение  действующих законов и административно-правовых  актов.

6) принимаемые главными штабами  Центрального военного совета, родами  войск, военными гарнизонами акты  и правила, решения и приказы  в военной сфере в пределах  своей компетенции. Принятые акты  и правила применяются только  в вооруженных силах КНР, а  их изменение либо отмена осуществляется Центральным военным советом Китая;

7) международные договоры. Признаются  источником права только в  том случае, когда они подписаны (ратифицированы) Китаем либо когда  Китай становится их участником  при учете сделанных оговорок. Особое значение для правовой системы Китайского государства международные договора приобрели после вступления страны в ВТО, когда международное сообщество настойчиво требовало от Китая имплементации некоторых международных правовых норм в действующее законодательство КНР. При этом в Конституции КНР отсутствует положение, закрепляющее примат норм международного права над национальным, декларирующее общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Китая.

Кроме указанных выше источников права КНР государственная воля выражается и в государственных программных документах, принимаемых партийными и/или правительственными органами Китая.

Несмотря на важное значение государственных программных документов для правовой системы КНР, их все же нельзя отнести к источниками права Китая.

Особое место в перечне источников права КНР принадлежит прецедентному праву, действующему в Особом административном районе КНР - Гонконге. После его возвращения "в лоно Родины", сохранило свою силу действовавшее на территории бывшей британской колонии право, в том числе основанное на прецедентах общее право (icommon law) и право справедливости (Equity). Для формулирования судебных решений в Гонконге используются прецеденты самого района, а другое общее право используется в качестве справочного материала. При этом вынесенные судами Гонконга решения не могут быть обжалованы в судебных органах КНР. В самом же континентальном Китае судебные прецеденты не являются источником права.

В правовой системе КНР также регулярно появляются акты толкования (разъяснения) права, издаваемые Верховным народным судом и Верховной народной прокуратурой КНР и долгое время играющие роль источников права.

В общей теории китайского права существуют следующие основные позиции по вопросу классификации права на отрасли:

1) разделение на три основных  отраслевых группы: публичное право; частное право; социальное право. При этом социальное право, по  мнению китайских ученых, включает  в себя хозяйственное (экономическое) право, трудовое право и право социального обеспечения;

2) разделение на пять основных  отраслевых групп и пять основных  подотраслевых групп: конституционное  право; гражданское право; административное  право; уголовное право; процедурное  право. К основным подотраслевым группам относятся: семейное право (по мнению китайских правоведов, вышло из гражданского права); хозяйственное (экономическое) право (имеет право на существование как отдельная отрасль права); финансовое право (вышло из административного и гражданского права); экологическое право (право охраны окружающей среды) (непризнанная в среде китайских юристов самостоятельная отрасль права); трудовое право и право социального обеспечения (вышло из гражданского и административного права);

3) в соответствии с наиболее общепринятой классификацией права на отрасли по предмету правового регулирования в Китае выделяют конституционное право, гражданское право, административное право, экономическое право, социальное право, уголовное право, процедурное право (процессуальное и непроцессуальное).

Каждая из семи вышеуказанных отраслей права включает в себя различные подотрасли, некоторые из которых в отдельных китайских работах по общей теории права представлены как самостоятельные отрасли4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современной правовой системе КНР самих законов крайне мало.

Китайские ученые разработали рекомендации по формированию стратегии социально-экономического развития Китая до середины XXI в., подъема его до уровня экономически развитых стран. К 2050 г. в КНР завершится социалистическая модернизация, в отдельных сферах страна достигнет передового мирового уровня.

Следует согласиться с известной формулой: нельзя лишать сравнительное правоведение его целевых ориентиров. В связи этим необходимо отметить основную особенность развития законодательства Китайской Народной Республики - формирование правовой стратегии, направленной на контроль над будущим. Правовая стратегия будущего достигается в повседневной правоприменительной практике Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аверин С.В. Источники международного частного права Китайской Народной Республики // Вестник международного коммерческого арбитража. 2012. N 2. С. 133 - 155.
  2. Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении // Законодательство и экономика. 2012. N 4. С. 72 - 79.
  3. Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 224 - 258.
  4. Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  5. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.
  6. Трощинский П.В. Влияние традиции на право современного Китая // "Журнал российского права", 2014, N 8;

 

 

 

 

 


 


1 Аверин С.В. Источники международного частного права Китайской Народной Республики // Вестник международного коммерческого арбитража. 2012. N 2. С. 133 - 155.

 

2 Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.

 

 

3 Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 224 - 258.

 

4 Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.

 

 


Информация о работе Правовая система Китайской народной республики