Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2015 в 15:21, контрольная работа
Необходимо подчеркнуть чрезвычайную самобытность этой страны, в том числе и правовую, которой нет ни в одной из "охватываемых" стран. Эта самобытность отражается во всех сферах общественной жизни Китая, в том числе и в регулировании гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.
В начале XX в. страна восприняла кодифицированное гражданское право, однако сегодня социалистический Китай не имеет своего гражданского кодекса. Нет в современном Китае и единого закона о международном частном праве.
Введение………………………………………………………….…………3
Глава 1. Этапы формирования правовой системы Китайской народной республики…………………………………………………………………….…..5
Глава 2. Источники и структурное построение права Китайской народной республики………………………………………………………..…..12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
В настоящее время правовая система Китайского государства переживает пятый этап своего развития (с 2011 г. по настоящее время). Одной из приоритетных задач, стоящих перед китайским законодателем, становится "превращение" подзаконных актов в законы, принятие единого кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере, а также внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты. В 2011 г. в КНР были приняты Закон о нематериальном культурном наследии, Закон о налоге на транспортные средства и суда, внесены 8-е по счету поправки в Уголовный кодекс (все указанные законы приняты 25 февраля 2011 г.). В апреле 2011 г. В КНР внесены изменения в Закон об угольной промышленности, в Закон о безопасности дорожного движения, в Закон о строительстве. В июне 2011 г. принят Закон об административном принуждении, внесены изменения в Закон о личном подоходном налоге, в Закон о военной службе. В самом конце 2011 г. изменениям подвергся Закон об удостоверениях личности граждан, Закон о профилактике и лечении профессиональных заболеваний. В первой половине текущего года ВСНП и его Постоянный комитет приняли Закон КНР о стимулировании чистых производств (новая редакция) (29 февраля 2012 г.). Внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс КНР (14 марта 2012 г.), принят Закон КНР о страховании военнослужащих (27 апреля 2012 г.).
Все вышеуказанное свидетельствует о поступательном развитии правовой системы КНР, ориентированной на постепенное создание необходимого для стабильного социально-политического и экономического развития страны правового климата с учетом собственной национальной специфики. Китайское государство не считает для себя полезным привносить существующие международные правовые институты, принципы и нормы в свою правовую систему без учета особенностей правосознания и правовой культуры Китая. Такой опыт, несомненно, представляет большой интерес2.
Глава 2. Источники и структурное построение права Китайской народной республики
По мнению видных китайских теоретиков права, к источникам современного социалистического права Китая относятся:
1) Конституция КНР3. Китайская Конституция является основным источником права, "никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции" (ч. 3 ст. 5 Конституции КНР).
2) законы. В китайской юридической
науке отсутствует принятое в
России деление законов на
федеральные конституционные
3) административно-правовые акты -
важнейший источник
4) местное законодательство. Оно
достаточно хорошо развито в
современном Китайском
5) правила. Под указанным источником
права китайские юристы
6) принимаемые главными штабами Центрального военного совета, родами войск, военными гарнизонами акты и правила, решения и приказы в военной сфере в пределах своей компетенции. Принятые акты и правила применяются только в вооруженных силах КНР, а их изменение либо отмена осуществляется Центральным военным советом Китая;
7) международные договоры. Признаются
источником права только в
том случае, когда они подписаны
(ратифицированы) Китаем либо когда
Китай становится их
Кроме указанных выше источников права КНР государственная воля выражается и в государственных программных документах, принимаемых партийными и/или правительственными органами Китая.
Несмотря на важное значение государственных программных документов для правовой системы КНР, их все же нельзя отнести к источниками права Китая.
Особое место в перечне источников права КНР принадлежит прецедентному праву, действующему в Особом административном районе КНР - Гонконге. После его возвращения "в лоно Родины", сохранило свою силу действовавшее на территории бывшей британской колонии право, в том числе основанное на прецедентах общее право (icommon law) и право справедливости (Equity). Для формулирования судебных решений в Гонконге используются прецеденты самого района, а другое общее право используется в качестве справочного материала. При этом вынесенные судами Гонконга решения не могут быть обжалованы в судебных органах КНР. В самом же континентальном Китае судебные прецеденты не являются источником права.
В правовой системе КНР также регулярно появляются акты толкования (разъяснения) права, издаваемые Верховным народным судом и Верховной народной прокуратурой КНР и долгое время играющие роль источников права.
В общей теории китайского права существуют следующие основные позиции по вопросу классификации права на отрасли:
1) разделение на три основных отраслевых группы: публичное право; частное право; социальное право. При этом социальное право, по мнению китайских ученых, включает в себя хозяйственное (экономическое) право, трудовое право и право социального обеспечения;
2) разделение на пять основных
отраслевых групп и пять
3) в соответствии с наиболее общепринятой классификацией права на отрасли по предмету правового регулирования в Китае выделяют конституционное право, гражданское право, административное право, экономическое право, социальное право, уголовное право, процедурное право (процессуальное и непроцессуальное).
Каждая из семи вышеуказанных отраслей права включает в себя различные подотрасли, некоторые из которых в отдельных китайских работах по общей теории права представлены как самостоятельные отрасли4.
Заключение
В современной правовой системе КНР самих законов крайне мало.
Китайские ученые разработали рекомендации по формированию стратегии социально-экономического развития Китая до середины XXI в., подъема его до уровня экономически развитых стран. К 2050 г. в КНР завершится социалистическая модернизация, в отдельных сферах страна достигнет передового мирового уровня.
Следует согласиться с известной формулой: нельзя лишать сравнительное правоведение его целевых ориентиров. В связи этим необходимо отметить основную особенность развития законодательства Китайской Народной Республики - формирование правовой стратегии, направленной на контроль над будущим. Правовая стратегия будущего достигается в повседневной правоприменительной практике Китая.
Список литературы:
1 Аверин С.В. Источники международного частного права Китайской Народной Республики // Вестник международного коммерческого арбитража. 2012. N 2. С. 133 - 155.
2 Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.
3 Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток.- М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. С. 224 - 258.
4 Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии (под ред. В.И. Лафитского). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма "Контракт", 2013.
Информация о работе Правовая система Китайской народной республики