Правовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право, которое в разных странах сформулировано на разных языках, создано для общества с различными структурами, нравами, верованиями и самобытными признаками.
В современной России, в условиях происходящих значительных перемен, особая роль принадлежит ее правовой системе. Правовая система - это социальное явление, включающее основные компоненты национальной правовой культуры: право и законодательство, юридическую практику, господствующую в стране правовую доктрину. Современная правовая система России - сложнейший комплекс элементов, структур, норм, идеологических течений, психологических реакций, образов, традиций культурно-исторической, социально-политической, технико-юридической специфики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: Исторические аспекты формирования правовой
системы России 5
Глава 2: Понятие правовой системы 7
§ 1 Правовая система: основные понятия 7
§ 2 Элементы правовой системы и их характеристика 9
§ 3 Классификация правовых систем 17
Глава 3: Правовая система современной России и тенденции
её развития 22
§ 1 Правовая система России в условиях глобализации 22
§ 2 Актуальные проблемы российского права и пути их решения 25
Заключение 29
Cписок использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП (Правовая система России).rtf

— 314.22 Кб (Скачать файл)

           Через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направление, этапы, перспективы. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно в конечном счете для углубления наших представлений о природе права.

           Такие аспекты изучения права выступают предметом сравнительного правоведения. Результатом применения сравнительного метода является группировка - классификация правовых систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение национальных систем нрава по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом плане классификация (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

            Если система права - своеобразная «внутренняя карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем создает своеобразную «правовую карту мира», раскрывающую специфику институтов, используемых для юридического регулирования в тех или иных странах, и показывающую, каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара.11

            Эффективность сравнительного метода зависит прежде всего от сравнимости правовых систем, которая, в свою очередь, достижима лишь при уяснении природы различий: исторических, социальных, духовных основ национального права. Это необходимое условие научного сопоставления и проверяемости выводов, ибо иначе все изучение опыта будет основываться на чисто внешнем сходстве подчас вообще «непереводимых» правовых институтов с соответствующими механическими, плоскими выводами.

            По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и соответственно формироваться различные типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.

             В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этно-географические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

             В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

             Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.12

            Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.

            Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

            Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.13

            В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права - судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.

            В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

            Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И

ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

 

§ 1 Правовая система России  в условиях глобализации

 

В современном мире все более усиливаются и развиваются интеграционные процессы во всех областях государственной и общественной жизни. Мир, как никогда, стал взаимосвязан и взаимозависим. Это относится и к правовой сфере. Мировое сообщество и отдельные государства признают важное значение общеправовых принципов и норм, поддерживают сближение различных юридических систем, их взаимную интеграцию.

Важная проблема отечественной правовой науки - внимательное изучение этих систем, выявление их особенностей, общих и отличительных черт, тенденций развития, сравнительный анализ мирового опыта и традиций. Задачей сравнительного правоведения является не только исследование и осмысление общих представлений о праве и его роли в обществе, но и стремление воспринять основные достижения в данной области, интегрироваться в единое правовое пространство. Не случайно этому направлению в науке сегодня уделяется пристальное внимание.

Существует объективная потребность интеграции России в мировое правовое пространство, определение возможностей адаптации зарубежного опыта в условиях российской действительности. Учёт зарубежной правовой культуры дает новые идеи и направления для развития российского законодательства, определения правовой политики государства. Вопрос этот в последнее время активно исследуется на докторском уровне.

Общемировые интеграционные процессы углубляют взаимосвязь российского и международного права. Назрела необходимость разработки перспективной, комплексной модели оптимизации российского законодательства, которая бы учитывала не только внутригосударственные, но и международно-правовые аспекты.

Универсализация экономических, научных, коммуникационных, информационных и иных связей, наличие масштабных экологических проблем, массовое перемещение людей, транснациональная организованная преступность, терроризм создают объективную основу объединения усилий и формирования механизмов выработки согласованных решений по указанным и другим проблемам.

            В современном мире существует огромное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему; в США, кроме того, каждый штат - собственную, и все это венчает общенациональная (федеральная) система. Нельзя назвать ни одной пары полностью адекватных правовых систем. Но это не значит, что каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой.14

           В частности, современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждой республике, иных субъектах Федерации - своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках - ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.15

В 1998 году Государственной Думой Российской Федерации была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы 1950 года. С этого момента в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ её положения стали частью правовой системы России и приобрели преимущественную силу перед нормами национального законодательства нашей страны. Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной организации труда (МОТ).

Вместе с тем международное право не представляет собой единой монолитной нормативной системы, обязательной для всех субъектов международного общения. В соответствии с ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года далеко не всякий международный договор имеет приоритет перед федеральным законом, а лишь тот, согласие с которым выражено в форме федерального закона.

Основанием для включения общепризнанных принципов и норм международного права в юридическую систему России является согласие на такое включение. При этом многие ученые справедливо отмечают очевидную неопределенность в понимании формулы «общепризнанные принципы международного права».

Так, существует мнение, что пока в Конституции России или в специальном федеральном законе не будет закреплен исчерпывающий перечень «общепризнанных принципов международного права» и не появится дефинитивная юридическая норма о содержании каждого из них, трудно рассчитывать на практическую реализацию ст. 15 Конституции РФ.

Проблема соотношения российской и мировых правовых систем в настоящее время приобретает особую актуальность и практическую значимость для разработки публично-правовых моделей и эффективных путей проводимой в стране правовой реформы.16

 

 

§ 2 Актуальные проблемы российского права и пути их решения

 

Актуальность обращения к этому вопросу обусловлена необходимостью выбора путей дальнейшего государственно-правового развития России.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это -- лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Развитие правовой системы России происходит в виде изменения ее функций. Возрастает роль социальных функций - предупреждения конфликтов, социальной мобильности. Слабость закона не позволяет полностью реализовать развивающиеся функции правовой системы. Роль суда и других элементов правовой системы по стабилизации общества еще недостаточны.17

Среди научных проблем, связанных с понятием и функционированием правовой системы, можно особо выделить проблему ее генезиса. Исследование истории возникновения и становления правовой системы России сегодня является актуальным и востребованным, поскольку помогает сформировать целостный взгляд на российскую действительность, подойти к установлению дальнейшего пути развития российской правовой системы и обозначить актуальные вопросы, требующие научной разработки.18

Информация о работе Правовая система России