Правовая социализация и правопослушное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:35, реферат

Описание работы

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами - все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…...…….3
Глава 1. Правовая социализация и ее сущность…………….………………….…4
1.1.Агенты правовой социализации………….....………………………….……6
Глава 2. Правопослушное поведение………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………...…………....14
Список использованной литературы………………..………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Один из важнейших механизмов социально-правового регулирования - правовая социализация, в ходе которой  осуществляется целенаправленное формирование личности, для которой санкционированные  правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия.

Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества.

Она заключается:

  • в усвоении правой культуры данного общества,
  • в деятельностном освоении правовой действительности,
  • в поэтапном формировании правового сознания индивида.

Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько  глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает  так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек  при совершении им поступка, который  не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.

Следовательно, результатом  социализации является правопослушное поведение, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.

  

 

 

 

 

 

Правовая социализация и ее сущность

 

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных  и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение  необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных  взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами - все это называется процессом  правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов  и правил как таковых, безотносительно  к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что  в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести  их к самому себе, т. е. осознать, что  они означают для него, что ему  позволено, а что не позволено, какие  наказания он может понести. за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

  • предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
  • традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
  • рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что  процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает  последовательно, согласно жизненным  циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. Он включается в  правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания.

Итак, нам следует рассмотреть  основные агенты правовой социализации относящиеся к этапам социализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Агенты правовой социализации

 

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс  социализации индивида в исторически  сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определённой общественной группе нормы коммуникативных связей ребёнка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребёнка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребёнка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Ещё ребенком человек усваивает социальные ценности и модели правового поведения не только своих родителей, но и других людей из своего ближайшего окружения, в котором важное место занимают сверстники. Благодаря общению с ними становится более активным его обучение и ускоряется процесс принятие им общественно-правовых установок, действующих в его социальной группе. Желание ребёнка обладать достойным статусом в сообществе своих ровесников является одной из основных детерминант его общественно-правового поведения. Значение нормальных коммуникативных отношений подростка со своими ровесниками вполне сопоставимо со значимостью общения матери со своим младенцем. Человек является «продуктом» конкретной исторической эпохи и сверстником определённого поколения, которое отличается от других возрастных групп своим образом жизни, ценностно-смысловой системой, социальной программой, способами воспитания и формой правовой социализации.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребёнка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания.

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования правовой культуры. В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет - СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

В современных государствах, помимо влиятельных средств массовой информации, в качестве одного из основных агентов правовой социализации выступает также система институтов гражданского общества, в которую входят общественные организации, объединения и фонды. Воздействие общественных объединений на процессы правовой социализации человека осуществляется как прямо, так и опосредованно. Если на их членов идет прямое влияние, то опосредованное воздействие  — на людей, с которыми конкретная общественная организация сотрудничает или каким-либо образом связана. В целом эти объединения могут выполнять двоякую роль в процессе правовой социализации. С одной стороны, они осуществляют социально-коррекционное и правовое воспитание, формируют правосознание и правовую культуру своих членов под влиянием той ценностной системы, которые доминируют в общественном сознании. Это позволяет успешно адаптироваться человеку к существующей правовой реальности. Но, с другой стороны, их воздействие на «человека организации» может носить стихийный характер и находиться в прямой в зависимости от пристрастий лидеров. Оно может не совпадать с правовыми установками и нормами, культивируемыми в данном обществе. Особенно ярко это несовпадение проявляется в контркультурных (криминальных, экстремистских, авторитарно-религиозных, ультранационалистических и т. п.) общественных организациях, которые формируют у своих членов деформированное правосознание и асоциальные установки поведения[

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правопослушное поведение 

   Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.

Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.

            Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

Социальные нормы выступают  основными проводниками влияния  общественных отношений на индивидов. Включение человека в систему  общественных отношений обеспечивается как за счет усвоения и реализации в его поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю  той или иной группы в структуре  общества, так и за счет формирования самим индивидом, усваивающим социально-нормативный  способ организации деятельности, собственно «личностных» норм, с помощью которых  человек предписывает себе определенную позицию, формы поведения и отношений. В процессах деятельности, общения  и взаимодействий в обществе и  группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система —  особое психологическое образование  — важнейший компонент внутреннего  мира личности, интегративная система  внутренних регуляторов поведения  человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.

Уважение к праву лежит  в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое  отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в  своей деятельности и мотивации  признает личностную ценность закона.

Нормативное поведение личности характеризуется рядом психологических  особенностей и закономерностей. Оно  развертывается в социальной проблемной ситуации, включает в себя процессы выработки и принятия нормативных  решений, сложные психические операции и действия с нормами как условиями  нормативной задачи и поведения, ему присущи сложные сочетания  сознательных и несознательных компонентов  и уровней психической деятельности. Особое влияние на нормативное поведение  и на процесс выработки нормативного решения оказывает фактор общения  и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется  устойчивым типом нормативного поведения  и нормативно-ценностной системы. Люди со сходными нормативными системами, демонстрирующие  похожие типы нормативного поведения  и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным  нормативно-ценностным группам. Выявление  этих типов и групп позволяет  более эффективно прогнозировать поведение  их представителей в той или иной проблемной нормативной ситуации.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к  сведению и становятся привычными рамками  поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В  основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру. Сознание формирует  внутренний план деятельности человека, его программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых  человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Сознание определяет предварительную  мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что  происходит в нем самом и в  окружающем его мире, осуществляет управление поведением человека.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения  человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира.

В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она  позволяет сопоставлять текущее  состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так  реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий  поступков до их совершения — и  осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.

Высшие психические процессы влияют на специфику организации  сознания. Наиболее очевидна роль языка  как орудия внутренней деятельности. Большинство исследователей согласны с тем, что осознание теснейшим  образом связано с возникновением речи. С появлением языка у человека создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира — представления, которыми он может  манипулировать даже в отсутствие наглядных  восприятий — формируется механизм самосознания. Оно дает человеку возможность  относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все  свое внутреннее от всего привходящего, анализировать его и сопоставлять — сравнивать с внешним словом, изучать акт собственного сознания.

Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта  предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость  при восприятии своего «Я», т. е. узнавание  себя при непрерывном изменении  внешних условий существования  человека, которое приводит к постоянному  преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость  человека от среды. Избирательность  отношения человека к группе и  коллективу зависит от механизма  психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании  между собственной системой ценностей  и оценкой своего поступка или  поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности — от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета

Информация о работе Правовая социализация и правопослушное поведение