Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений. Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Правовое государство……….………………………………………. 5
1.1. Понятие правового государства…….……………………………… 5
1.2. Основные признаки правового государства ...…………………….. 9
Глава 2. Гражданское общество ……..…………….…………………......... 15
2.1. Понятие и признаки гражданского общества…………………….. 15
2.2. Структура гражданского общества…………………………………. 18
Глава 3. Соотношение гражданского общества и государства.…………….23
Заключение……………………………………………………………………... 27
Список использованных источников и литературы……………………..… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП (государство и гражданское общество).doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство  и гражданское общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..    3  

Глава 1. Правовое государство……….……………………………………….    5   

1.1. Понятие правового государства…….………………………………    5  

1.2.  Основные признаки правового государства ...……………………..   9

Глава 2. Гражданское общество ……..…………….………………….........   15

2.1. Понятие и признаки гражданского общества……………………..   15

2.2. Структура гражданского общества………………………………….  18

Глава 3. Соотношение гражданского общества и государства.…………….23

Заключение……………………………………………………………………...  27 

Список использованных источников и литературы……………………..…  29  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.

     Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

     Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

     Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.

     В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати.

      Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством.

      В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.

      Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются гражданское общество в соотношении и взаимосвязи с государством. В качестве предмета выступают: научная литература, монографии, учебные пособия, исследования, публикации в периодической печати, посвященные данной теме.

     Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства.

    Для  достижения поставленной цели  был сформулирован ряд задач:

- рассмотреть понятие, структуру и признаки гражданского общества;

- определить  понятие и признаки правового  государства;

- выявить характер соотношения гражданского общества с государством;

     Методологическая  основа. Методологической основой  исследования послужил метод материалистической диалектики как всеобщий метод познания действительности и вытекающие из него частнонаучные методы исследования: логический, сравнительно-правовой и историко-правовой метод в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых явлений.

     Нормативную  и теоретическую основу работы  составляют нормативно-правовые  акты РФ и труды отечественных и зарубежных ученых.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое государство

 

 

    1. Понятие правового государства

 

 

     Правовое  государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции,  демократических законов и равенства всех перед законом.

     Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель,  Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что  наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства1.

     Всякое  государство связано с правом. Без издания законов и других  нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

     Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности.

     Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы»2.

     Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

     Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков3.

     Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость опоры государства на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых, во многом соответствуют идеям правовой государственности.

     В конституциях и иных законодательных актах Германии, США, Франции, России (ст.1 Конституции РФ), Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты4.

     Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых – юристов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова, Ф. Кистяковского, работы многих других авторов. Об этом же говорят и переводы с иностранных языков на русский ряда публикаций, посвященных проблемам правового государства5.

     Идеи правового государства, нередко именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.

     В царской России на протяжении весьма длительного времени широко культивировались не только самодержавные, «централизованные» политические и правовые идеи, но и постепенно усиливались в сфере государственной и правовой жизни демократические мотивы.

     Об этом свидетельствуют не только академические издания, посвященные проблемам демократической организации общества или правового государства, но и некоторые изданные в дореволюционный период нормативно-правовые акты.

     Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идеи правового государства в России в конце XIX - начале XX в. имели также закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором «в единении с представителями народа», порядка выборов в Государственную Думу (Указ от 6 августа 1905 г.), о правах и обязанностях российских подданных, среди которых «право свободно избирать место жительство и занятие», приобретать и отчуждать имущество, «беспрепятственно выезжать за пределы государства» и др6.

     Разумеется, в условиях самодержавия было бы весьма наивно говорить о становлении правового государства. Ибо основной законодательный массив был направлен не только на сохранение, но и на укрепление самодержавной власти. И, тем не менее, появление в нормативно-правовых актах таких общих статей и разделов, непременно апеллирующих к закону, как положения о том, что «никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном», и др., несомненно, свидетельствует о том, что в российской государственно-правовой жизни и идеологии сформировались идеи, созвучные идеям правового государства.

    

 

 

1.2. Основные признаки правового государства

 

 

     Реализация основных черт (принципов) правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но основными отличительными признаками, его сущностными характеристиками являются:

- верховенство  закона;

- организация  и функционирование суверенной  власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций;

- обеспечение  взаимной ответственности государства  и граждан.

     Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.

     Рассмотрим  вышеперечисленные признаки более подробно.

1. Верховенство закона. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

     Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

     Верховенство закона, и, прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

     Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

     Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество