Правовое государство: концепция и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном мире меняются роль государства, его цели и деятельность. Особое внимание привлекает та грань государства, которая отражает его прямое соприкосновение с правом. Понятие "правовое государство" по-прежнему трактуется по-разному, но бесспорно главное: это официальный публично-структурный регулятор поведения людей1.
Идея правового государства зародилась давно, но свое более отчетливое выражение получила в трудах Ж.Ж. Руссо, теории общественного договора, позициях французских политических деятелей и их новой концепции прав человека и гражданина и особенно в работах немецких ученых.

Файлы: 1 файл

_Янышев_Ю-051_Правовое государство.docx

— 216.67 Кб (Скачать файл)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Пермский филиал


 

 

 

Специальность/направление подготовки Юриспруденция

Специализация/профиль/программа

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Правовое государство: концепция и реальность»

 

 

 

 

 

                                                                               

                                                                                               

Автор работы:

студент группы Ю-051

заочной формы обучения

Ф.И.О. Янышев О.Д.

подпись________________

 

Руководитель работы:

Должность, учёная степень кандидат

юридических наук

Ф.И.О. Бобров А.М.

Оценка__________________________

                                                                                           Подпись _________________

 

                                                                   «_____» ___________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь  2014 г.

Содержание

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире меняются роль государства, его цели и деятельность. Особое внимание привлекает та грань государства, которая отражает его прямое соприкосновение с правом. Понятие "правовое государство" по-прежнему трактуется по-разному, но бесспорно главное: это официальный публично-структурный регулятор поведения людей1.

Идея правового государства зародилась давно, но свое более отчетливое выражение получила в трудах Ж.Ж. Руссо, теории общественного договора, позициях французских политических деятелей и их новой концепции прав человека и гражданина и особенно в работах немецких ученых. Характерный для Германии первой трети и середины XIX в. юридический позитивизм с его "юридизацией" государства на основе правовых норм нашел отчетливое выражение в трудах Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других. Г. Еллинек на рубеже XIX - XX вв. рассматривал государство как правовое понятие, учреждение, корпорацию, правоотношение. Вопрос об основе государства есть вопрос об основе права - вот главный вывод2.

Правовое государство представляется той общественной моделью, к которой западное общество, равно как и Российская Федерация, идет своими социально-экономическими, политико-правовыми, культурными и духовными путями3.

Отечественная юридическая наука находится в настоящее время в поисках новых доктрин прав и свобод человека, поэтому возникает необходимость в исследовании и обосновании теоретических вопросов правового государства.

Смена политических формаций, произошедшая в конце  прошлого столетия, стала причиной кардинальных преобразований не только в сфере осуществления политической власти, но повлекла глобальные изменения в социально-экономической, культурно-идеологической жизни общества. Решение задачи формирования правового государства, основанного на идеях гуманизма, установления и обеспечения личной свободы, справедливого разграничения индивидуальных и групповых интересов, господства права и закона и ограниченности ими государственной власти, контроля над деятельностью государственных органов со стороны развитого гражданского общества, на практике столкнулось с рядом затруднений, вызванных обстоятельствами различного характера4.

Практические задачи построения правового государства, формирование институтов гражданского общества требуют нового осмысления реальности и новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы правового государства в России занимали особый интерес в отечественных научных школах конца XIX в., однако наиболее активное обсуждение эти вопросы получили в начале XX в., решению которых были посвящены труды B.М. Гессена, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского.

В последнее время по объективным причинам наблюдается существенное повышение активности научных исследований по проблеме развития отечественной правовой системы. B частности, за последние годы предметом внимания отечественных современных авторов-стали специфические особенности теории правового государства, разрабатывавшейся русскими дореволюционными юристами.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие основные идеи о правовом государстве. Предмет исследования: правовое государство, его принципы, и условия его формирования в России.

Цель курсовой работы: определиться с сущностью правового государства. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования: выявить основные принципы правового государства и их содержания; определиться с понятием правового государства; рассмотреть формирование правового государства и гражданского общества как двуединый социально-политический процесс.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, системный анализ, общенаучные приёмы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

Теоретическую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации5, федеральные законы, международные правовые документы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и источников.

ГЛАВА 1.Современные научные поДходы к правовому государству

1.1 Понятие и признаки правового государства

В современной юридической и политологической литературе правовое государство рассматривается как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок6.

Своеобразным логическим решением споров о сути и назначении государства, определяемого и направляемого правом, стала конституционная констатация России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: "Россия есть демократическое федеративное правовое государство". В связи с этим Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает: "Континентальная система права базируется на понятии "правовое государство" - том, что взято в основу нашей Конституции. Нужно отметить, что это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждет своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов7.

Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности8. В англосаксонской терминологии аналогом "правового государства" часто называют Rule of Law - "верховенство права", но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия "правовое государство", которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State9.

Рассмотрю наиболее распространенные подходы к данному феномену осуществить попытку его "детализации", выявить его сущность и специфику применительно к конкретным сферам общественных отношений10.

1. Среди  соответствующих научных исследований  доминирует понимание правового  государства как государства, обеспечивающего  примат права. В условиях демократического  гражданского общества и правового  государства право, по мнению  ученых, разделяющих эту позицию, не может рассматриваться как  воплощение государственной воли. Это право является продуктом  общества, но при том, что и  правовое государство образуется, управляется, контролируется обществом, представляет собой необходимый  политический институт общества, а формирование и реализация  права в обществе требуют непременного  и конституционно установленного  участия государства, что, безусловно, не означает его "огосударствления"11.

2. В настоящее  время все чаще можно обнаружить  отожествление правового государства  с идеей примата международного  права. Многие утверждают, к примеру, что приоритет норм международного  частного права над нормами  внутреннего права подтверждается  основными принципами, характерными  для правового государства, содержащимися  в международных договорах и  соглашениях12. С отраслями национального права связаны соответствующие отрасли международного частного права (международное семейное, международное трудовое, международное торговое право и другие отрасли), становясь их источником. Отраслевая система национального права воздействует на отраслевую специализацию международного частного права, в связи с чем общую теорию государства и права нельзя развивать исключительно на национальной основе, поскольку международное частное право и компаративистика расширяют ее источниковедческую базу.

3. Отожествление  правового государства с государством  справедливости. Многие ученые утверждают, что справедливость составляет  основу правового государства. Именно  справедливость, по их мнению, не  просто декларирует формальную  законность, обеспечивающую регулярность  и последовательность в достижении  и поддержании демократического  порядка, но и справедливость, основанную  на признании и полном принятии  высшей ценности человеческой  личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие  ее наиболее полное выражение13.

4. Понимание  правового государства как юридического (конституционного) идеала. Понятия  государственного и правового  идеала неотделимы друг от  друга и вполне совпадают, при  этом в государстве помимо  правовых имеют место еще и  нравственные силы, и что политический  идеал есть не только правовой, но и нравственный. Идеал нравственного  объединения П.И. Новгородцев называл "высшей санкцией" нравственного  объединения всех"; "эта санкция  есть вера в общечеловеческую  истину и вселенскую правду... Мы верим в единство человечества, в единство общечеловеческой  истины"14.

В настоящее время такой идеал зачастую связывают с "конституционным" государством. Так, по мнению некоторых исследователей, Конституцию Российской Федерации, заключающую в себе модель демократической правовой государственности, в этом плане тоже можно рассматривать как своего рода нормативно-правовой идеал должной системы организации государственной и общественной жизни15. В этом качестве российская Конституция выступает как нормативная модель, проекция системы осознанных и официально зафиксированных политико-юридических (хотя и не только их одних) потребностей, интересов и целей общества. Как всякая проекция, она неизбежно, закономерно выходит за пределы настоящего и концентрируется в будущем; судьба идеала - всегда находиться в координатах будущего.

5. Отожествление  правового государства с государством  правопорядка. Как полагает автор  статьи, такой подход становится  все менее популярным среди  ученых; однако он содержит весьма  небезынтересные для характеристики  правового государства выводы  и суждения. В связи с тем что обеспечение правопорядка является важнейшей функцией государства, отличающейся от иных его функций своим содержанием, сферами воздействия, кругом субъектов, посредством которых она реализуется, их компетенцией и используемыми ими формами и методами ее реализации, укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами16. Чтобы государство стало "правовым и стабильным", основанным на праве и законности, необходимо уделить особое внимание задачам и анализу эмпирических и теоретических материалов относительно категории правопорядка, определению методологии, их интеграции в целостную теоретическую систему, характеристике правового порядка властеотношений в аспекте реализации принципа разделения власти, роли и значению правопорядка в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации, выявить тенденции развития правопорядка, определить пути его совершенствования и укрепления, провести анализ зависимости российского правового порядка от процессов, характеризующих современный мировой правопорядок, основных параметров интеграции национального правопорядка в европейский правопорядок, что позволит реально обеспечить внедрение правовых начал в общественную жизнь17.

6. Правовое  государство как этап развития  гражданского общества. Основополагающим  фактором правового государства (объединяющим его с гражданским  обществом) является и то, что  изначально его идея была связана  с утверждением суверенности  народа, подчинением государства  обществу18. Развитое гражданское общество представляет собой признак и одновременно структурный элемент правового государства. При этом, как подчеркивается в современной литературе, выступая неотъемлемой частью государства (в социальном смысле), гражданское общество характеризуется не совпадающими с государственными интересами, а также наличием механизмов, позволяющих обеспечить реализацию этих интересов за счет внутренних ресурсов самого гражданского общества19.

Информация о работе Правовое государство: концепция и реальность