Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:13, контрольная работа
Право и государство возникли и развивались одновременно, т.е. являются продуктом общественного развития. В государственно-организованном обществе право выступает как нормативный регулятор общественных отношений.
Обладая указанными присущими только ему признаками, право, выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе, свободное развитие личности. Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
1. Введение …………………………………………………………………3 стр.
2. Понятие государства …………………………………………………... 4 стр.
2.1. Функции государства………………………………………………….5 стр.
2.2. Форма государства…………………………………………………….5 стр.
3. Соотношение государства и права……………………………………..8 стр.
3.1. Государство и гражданское общество…………………………….....8 стр.
4. Правовое государство…………………………………………………...9 стр.
4.1.Основные признаки и черты правового государства…………...…....9 стр.
4.1.1.Общие признаки правовых и неправовых государства……………9 стр.
4.1.2.Основы правового государства……………………………………..10 стр.
4.1.3.Признаки и черты, характеризующие правовое государство……..11 стр.
4.1.4.Условия и предпосылки создания правового государства………...12 стр.
Заключение……………………………………………………………..…...14 стр.
Список литературы………………………………………………………....15 стр.
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота
Контрольная работа №1
по предмету: Правоведение
тема: Правовое государство: понятие и признаки
Исполнил: Жуковский А.П.
Проверил:_______________
Калининград 2013
Содержание
1. Введение ………………………………………………………
2. Понятие государства …………………………
2.1. Функции государства……………………………
2.2. Форма государства…………………………………
3. Соотношение государства и права……………………………………..8 стр.
3.1. Государство и гражданское общество…………………………….....8 стр.
4. Правовое государство…………………………
4.1.Основные признаки и
черты правового государства………
4.1.1.Общие признаки правовых и неправовых государства……………9 стр.
4.1.2.Основы правового
4.1.3.Признаки и черты,
характеризующие правовое
4.1.4.Условия и предпосылки
создания правового
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
1.Введение
Право и государство возникли
и развивались одновременно, т.е.
являются продуктом общественного
развития. В государственно-
Учения о праве, несмотря на их несходство, имеют следующие общие положения:
1) право – это социальное
явление, без которого
2) право в нормативной
форме должно отражать
3) право есть мера поведения,
установленная и охраняемая
Признаки права:
Обладая указанными присущими только ему признаками, право, выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе, свободное развитие личности.
Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
2.Понятие государства
Государство является формой организации общества и характеризуется рядом признаков:
- государственной властью,
- определенной территорией,
- суверенитетом,
- специальным аппаратом принуждения,
- правотворческой деятельностью.
Государственная власть осуществляется государственным аппаратом, представляющим собой систему органов власти. Органы государства принадлежат к различным ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляют свои полномочия самостоятельно при взаимодействии между собой.
Существенным признаком государства является территория, заданная границами. Границы для государства имеют не только географическое значение, но и политическое, ибо государство распространяет свою власть на население, проживающее на его территории.
Существенным признаком государства является суверенитет. Государственный суверенитет основывается на принципах единства и неделимости территории, неприкосновенности государственных границ, не вмешательства во внутренние дела. Суверенитет российского государства закреплен в его Конституции и федеральных законах.
Государство отличается также тем, что является организацией, специально созданной для подчинения воли всех членов общества государственной воле. Такое подчинение обеспечивается наличием специального аппарата принуждения – судов, милиции, прокуратуры и других органов.
Государство, кроме того, осуществляет правотворческую деятельность, т.е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития. Закон обладает высшей юридической силой, а все другие правовые акты должны соответствовать закону. Основной закон правового государства – конституция.
2.1.Функции государства
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства заключаются в определении его политики внутри страны. К ним, прежде всего, относятся:
1) соблюдение, охрана и
защита прав и свобод человека
и гражданина;
2) охрана окружающей среды;
3) поддержание общественного порядка;
4) налоговая политика;
5) контроль за охраной труда и здоровья граждан, социально не защищенных слоев населения;
6) установление государственных пособий и пенсий.
Внешнеполитическая
2.2.Форма государства
Форма государства – это организация власти в данном государстве. Форма государства включает в себя три элемента:
Форма правления – это организация высших органов государства. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики. Отличительным признаком монархии является то, что верховная, высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха и т.д.). Власть приобретается монархом по наследству и осуществляется пожизненно. Монархии бывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные). Для абсолютной, неограниченной, монархии характерно то, что государственная власть, сосредоточенная в руках единоличного руководителя государства, никем и ничем не ограничена. В ограниченных, парламентских (конституционных), монархиях наряду с главой государства (монархом) высшая власть осуществляется каким-либо представительным органом (например, парламентом).
Республика – такая форма правления, при которой все высшие органы государства избираются непосредственно народом или формируются парламентом на определенный срок. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определенный срок единоличный или коллегиальный орган. Глава государства с республиканской формой правления (в Российской Федерации это президент) является выборным или сменяемым. Существует две разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. В такой республике президента избирает население страны, а не парламент. Президент формирует правительство, минуя парламент.
В парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента. Правительство при этом ответственно за свою деятельность перед парламентом, а президента избирает парламент.
Россия является президентской республикой.
Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его территориального или национально-территориального деления, характер взаимоотношений между его частями (субъектами), а также каждой из них с государством в целом.
Все государства по формам своего устройства подразделяются на: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство это такое государство, которое
не имеет внутри себя обособленных государственных
образований. Это единое государство,
части которого являются административно-
Федеративное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью (кроме суверенитета). Государство с федеративной формой устройства имеет наряду с высшими органами власти федерации и федеральным законодательством органы власти и законодательство субъектов федерации, а наряду с гражданством федерации – гражданство субъектов федерации. Федерациями являются, например, США, ФРГ.
Россия является федерацией.
Обязательным условием любого
федеративного государства
Конфедеративное государство является сложным образованием, представляющим собой союз независимых (суверенных) государств. Конфедерация не имеет единой территории, единого законодательства и гражданства.
Конфедерацией является Союз
России и Белоруссии. Определенные
признаки конфедерации имеет также
Содружество Независимых
Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.
Политические режимы делятся на: демократические и антидемократические (последние – на авторитарные и тоталитарные).
Демократический режим (демократия) характеризуется многопартийностью, свободной прессой, независимым правосудием, а также тем, что единственным источником власти признается народ. В демократическом государстве соблюдается конституционная законность. При этом гарантируются права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституции страны.
Существует непосредственно (прямая) демократия и представительная демократия.
Непосредственная демократия
означает прямое участие народа в
решении государственных дел (например,
путем референдума). Представительная
демократия - это участие народа
в государственных делах через
представительные, выборные органы власти.
В демократических государствах
также действует принцип
Антидемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы характеризуются несоблюдением основных прав и свобод граждан, запретом легальной деятельности оппозиционных партий и движений. Для антидемократических государств характерно государственное регулирование экономики, вмешательство государства в общественную жизнь, преобладание государственной собственности. При этом авторитарный режим характеризуется централизацией власти в руках фактического диктатора, опирающегося на вооруженные силы, а тоталитарный режим – сверхцентрализацией власти, сопровождающейся репрессиями, запретом на свободное мышление, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы.
3.Соотношение государства и права
Государство и право тесно связаны между собой. Государство придает своей воле общеобязательный характер, что обеспечивается путем возведения государственной воли в закон. Право является результатом правотворческой деятельности государства, благодаря чему правила поведения становятся общеобязательными, так как санкционированы государством. Именно государственная охрана и защита, меры государственного принуждения отличают право от других социальных норм. При этом с одной стороны, правовые нормы издаются государством, а с другой – само государство подчиняется праву. Последнее и дает основание говорить о правовом государстве.
3.1. Государство и гражданское общество
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, с помощью которых человек реализует свои интересы. Большую роль в жизни общества играют такие институты, как семья, церковь, организации науки и культуры. Функционирование государственной власти и функционирование этих институтов гражданского общества взаимосвязаны, а зачастую и взаимозависимы. Государство оказывает свое воздействие на жизнь гражданского общества, опираясь именно на эти социальные институты. Соответственно и гражданское общество через свои общественные организации, политические партии, другие объединения воздействуют на государственную власть, выступая в роли опосредствующего звена между государством и отдельным человеком.
Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки