Правовое государство: сущность и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве
3. Верховенство закона
4 Права и свободы человека в системе ценностей
5 Взаимная ответственность личности и государства.
Социальная и юридическая защищенность личности.
6. Практика становления правового государства в России

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

Тема N 1. Правовое государство: сущность и  основные черты

Курсовая  работа

по  теории государства и права

студентки 1 курса, 2 группы

МГЮА

Ивановой  Маргариты Евгеньевны

План

1. Понятие и признаки правового  государства.

2. Система разделения властей в  правовом государстве

3. Верховенство закона

4 Права и свободы человека в  системе ценностей

5 Взаимная ответственность личности  и государства.

Социальная  и юридическая защищенность личности.

6. Практика становления правового  государства в России

Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом.

Правовое  государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей  ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену  полицейскому, бюрократическому государству  эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально  иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта  сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов  выступает практический разум, или  свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического  императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так  же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как  к средству" и "поступай так, чтобы  максима твоего поступка могла стать  всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с  целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе  других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким  оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано гарантировать  правопорядок и строиться на началах  суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме  государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и  основные законы здесь определяют порядок  подачи голосов, посредством которых  выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует  любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство  и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового  закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного  типа правового регулирования в  соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено  законом", установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие  ключевые понятия прошлого повторяются  на новом витке исторического  развития. Еще несколько лет назад  словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом  виде концепция правового государства  является социальной ценностью всего  человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское  общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных  и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в  ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и  народ противопоставлены государству  как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и  организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств  государственных органов. Понятие  гражданского общества подразумевает  не только "гражданственность", известную  степень политической свободы, но и "буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства  в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные  и контрольные функции; наличие  муниципального самоуправления; подчиненность  всех подразделений власти закону; независимое и сильое правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включия исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит  принцип "от каждого по способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда  и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует  возродить ряд свобод: 1) открыть  простор всем видам собственности; 2) заменить административные приказы  договорами, основанными на равенстве  сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие  и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское  общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое  государство - это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Признаки  правового государства:

1. Верховенство закона во всех  сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности  и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, орагинзаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка  в обществе.

К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие:

- преодоление правового нигилизма  в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой  грамотности;

- появление действенной способности  противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных  функций;

- установление парламентской системы  управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления  и правовых традиций, в том  числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка  права как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования  и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности  юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого  опыта.

Суверенная  правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления.

Отторжение  правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

Правовое  государство - путь к возрождению  естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении  с государством, общечеловеческих начал  в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная  общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права  человека, политические и экономические  свободы, либерализм и другие.

Суть  идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей  государство организуется и функционирует  правовым способом, это мера, масштаб  демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового  государства от государства как  такового? Государство как таковое  характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства  от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны  государственных органов и должностных  лиц.

В отличие от него правовое государство  связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе  с тем правовое государство как  и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

Информация о работе Правовое государство: сущность и основные черты