Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности1.

Содержание работы

Введение
1. Понятие правового государства
2.Основные принципы формирования правового государства
3. Основные признаки правового государства
4.Содержание правового государства
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по ТГП Хорьков А.О. СГМЮ-12.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря народному  представительству, которое гарантирует  политическую самостоятельность и общественных групп, и отдельных лиц, вся организация правового государства имеет чисто общественный характер. Правильное и нормальное выполнение функций в правовом государстве зависит от самодеятельности народных масс и общества.

В правовом государстве  ответственность за нормальное функционирование правового порядка и государственных учреждений лежит на самом народе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные признаки правового государства

 

Признаки правового  государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав  и свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

    • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
    • выработка высокой политико-правовой грамотности;
    • появление действенной способности противостоять произволу;
    • разграничение партийных и государственных функций;
    • установление парламентской системы управления государством;
    • торжество политико-правового плюрализма;
    • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически популистские силы)18.

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным  суверенитетом. 19

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.20

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

 

 

 

 

4.Содержание правового государства

 

Раскрывая тему правового  государства, нельзя не сказать о  его содержании (основах), а именно  об экономической, социальной, нравственной.

 

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве  собственность принадлежит непосредственно  производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности  связан с резкой переориентацией  социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение стоит еще раз остановиться на определении и сути такого понятия, как правовое государство.

Итак, правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Следует обратить внимание на отличительные черты правового  государства, хорошо усвоить их специфическое содержание. Надо уметь объяснить, почему у нас еще не сложилось правовое государство, и что для этого требуется.

Рассматривая процесс формирования правового государства в России, надо иметь в виду, что только после успешного проведения правовых реформ в обществе и создания правовых процедур, обеспечивающих реально права и свободы человека и гражданина в обществе, можно будет сказать, что оно утвердилось в нашей стране.

"Сейчас завершается   важный  этап  преобразования  России в демократическое государство.  На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991г.) путча.   Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

     В качестве  одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Политическая жизнь  в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

     Суровая  закономерность,  а может быть  трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще  далеки  от совершенства.  Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла,  а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли -это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. На данный  момент нет альтернативы правовому государству,  если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,  насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная  система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей

западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Дымченко В.И. О соотношении законности и правового государства.СПб.1993;
  2. Гуменюк А.Р. О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства.;
  3. Коваленко А. И. Теория государства и права. М. 1994;
  4. Коваленко А. И. Правовое государство: концепции и реальность. М. 1993г;
  5. Алексеев А.Н. Государство и право. М.Юридическая литература 1993;
  6. Алексеев А.Н. Общая теория права. М. 1981 ;
  7. Лазарев В.Н. Общая теория права и государства. М. 1994 г.;
  8. Нересянц В.С. Гегелевская философия права. М. 1974 г.;
  9. Пионтковский А.С. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория М.1963 г.
  10. Лившиц Р.З. Социалистический идеал и правовое государство // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. - М., 1989.
  11. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2.
  12. Седугин П.М. Рождение закона. - М., 1991.
  13. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1996.
  14. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
  15. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997.
  16. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996.
  17. Венегеров. В.С. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.
  18. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996.
  19. Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений . – М. 1995.
  20. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М. Спарк.1993.
  21. Халивов В.С. Введение в науку о власти. СПб.199
  22. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.1995
  23. Шевцов В.С. Государственный суверенитет.М.1997
  24. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995, №5
  25. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под ред. Медведева П.Р.СПб.1995

Информация о работе Правовое государство