Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В России реальное разделение властей практически отсутствует. Точнее оно есть формально, а на практике почти все функции (и законодательные и исполнительные и судебные) сосредоточены в одних руках, и контролируются узкой группой людей.

Содержание работы

1. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правого государства.
2. Дайте сравнительную характеристику юридической ответственности и иных мер государственного принуждения.
3. Найдите в нормативных актах и выпишите норму, отражающую общедозволительный и разрешительный типы регулирования.
4. Найдите в нормативных актах и выпишите:
А) коллизионную норму
Б)абсолютно-определенную норму
В) норму, при изложении которой использован казуистический способ.
Свой выбор обоснуйте.

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ


ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства  и права
Тема:

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Студент группы                                                                              

 

Специальность – Юриспруденция /030501/

 

 

Научный руководитель                                                                   И.О. Фамилия

уч. степень, уч. звание

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2012

План

1. Статья 1 Конституции  РФ определяет Россию как правовое  государство. На примере политической  и юридической практики нашего  государства покажите реальность  конституционного положения. Каковы особенности, признаки правого государства. 
2. Дайте сравнительную характеристику юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. 
3. Найдите в нормативных актах и выпишите норму, отражающую общедозволительный и разрешительный типы регулирования. 
4. Найдите в нормативных актах и выпишите: 
А) коллизионную норму 
Б)абсолютно-определенную норму 
В) норму, при изложении которой использован казуистический способ. 
Свой выбор обоснуйте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового  государства:  
· Верховенство закона во всех сферах жизни общества.  
· Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  
· Взаимная ответственность личности и государства. 
· Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.  
· Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.  
· Стабильность законности и правопорядка в обществе.  
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.  
Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. 
В России реальное разделение властей практически отсутствует. Точнее оно есть формально, а на практике почти все функции (и законодательные и исполнительные и судебные) сосредоточены в одних руках, и контролируются узкой группой людей. Президент по закону возглавляет исполнительную власть, но также имеет кучу других властных функций, включающих как законотворческие функции, так и судебные. 
Ему полностью подконтрольны и Дума и Совет Федерации (которые, по идее, должны с палкой постоянно контролировать исполнительную власть). 

1.Одной из основных  идей современного правосознания  является идея правового государства.  В конституционных законах некоторых  западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала  правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. 

Если выделить главный принцип  правового государства, то необходимо признать, что это - такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости. Гражданское общество - это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовывать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень независимости человека от государства, возможность "получать свой хлеб" не от государства. Отсюда, экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика.

Признаки правового государства

Господство права, означающее, что  право рассматривается не как  простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия "право" и "закон" различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому "закон" как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью (позитивное право), не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на "естественном праве". Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими "естественному праву") и не правовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.

Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности. В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что государство, обеспечивая "право" в форме закона, должно признавать верховенство "права" в более широком, "естественном" смысле. Именно в этой взаимосвязи будет обеспечен первый принцип.

Разделение властей, под которым  подразумевается распределение  полномочий между тремя ветвями  власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительным все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства).

Важнейшим признаком правового  государства является реальная (а  не декларативно провозглашенная) свобода  личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве. Это обеспечивается закрепленными на государственном уровне принципами правосудия: отправление правосудия только судом, независимость судей, законность, равенство всех перед законом и судом, принцип состязательности и равноправия сторон, гласность.

Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.

Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за сферами общественной жизни (имущественных, семейных, нравственных отношений), не вмешивается в частную жизнь граждан.

Таким образом, правовое государство - это государство, в котором создаются условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Это форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

 

2. Юридическая ответственность  чаще всего определяется через  различные формы государственного  принуждения. Это объясняется  тем, что правовая ответственность,  как правило, рассматривается  лишь в позитивном аспекте. В результате вся проблема ответственности сводится к борьбе с преступностью. Между тем государственное принуждение применяется только при негативной (ретроспективной) ответственности как вспомогательное средство, которое нельзя распространять на все разновидности ответственности. Ответственность - это форма реализации санкций правовых норм, реализация же санкций, предусматривающих меры наказания правонарушителей, невозможна без применения государственного принуждения. Вследствие этого юридическая ответственность выступает в качестве правовой формы осуществления государственного принуждения. Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности, всегда связанной с возможностью применения принудительной силы государства. Категория социальной ответственности исследуется как юристами, так и философами. В философской литературе ответственность трактуется как один из элементов структуры личности, определяющий степень свободы и характер поведения человека. В данной работе юридическая ответственность рассматривается как специфическое правовое явление, представляющее собой один из видов государственного принуждения. Значение, место юридической ответственности в правовой надстройке определяются ее функциями. Основная функция юридической ответственности - обеспечение нормального действия механизма правового регулирования. Юридическая ответственность выступает как одна из юридических гарантий строгого, неукоснительного соблюдения и исполнения норм права, как эффективное средство обеспечения его реализации. Юридическая ответственность наступает как ответная реакция государства на совершенное противоправное деяние. За совершение правонарушения государство осуждает правонарушителя, лишая его каких-то благ; таким образом, совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности. Юридическая ответственность - это ответственность правового характера, она подчинена общим принципам данной правовой системы, нормативно регламентирована (закреплена в нормах права), осуществляется через юридические механизмы (применение права) в развитых процессуальных формах. Учитывая указанные признаки правовой ответственности, ее особенности в обществе, можем дать определение общего понятия правовой (юридической) ответственности в ее основных аспектах. Юридическая ответственность - это обязанность всех лиц и организаций поступать (вести себя, строить свою линию поведения) строго в соответствии с предписаниями правовых норм (выбирая в их рамках наиболее оптимальный и рациональный вариант поведения), всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами (или по их поручению перед органами общественности), а в случае неисполнения (нарушения) претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или (вместо них с санкции государства) иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Государственное принуждение к исполнению норм права характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения - это фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без которого юридическая ответственность не существует. Определенно, правонарушение и юридическая ответственность неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и мера юридической ответственности за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражаются в применении к нему санкции.

Таким образом, юридическая ответственность  представляет собой принудительно  исполняемую обязанность, которая  возникла в связи с правонарушением  и реализуется в конкретном правоотношении. Некоторые ученые рассматривают юридическую ответственность как правоотношение между государством и гражданином, при котором государство в лице своих органов имеет право наказать правонарушителя, а он обязан претерпеть это наказание. Суммируя вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, установленном государством. Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, по целому спектру признаков отличается от всех других видов. Она всегда оценивает прошлое. Это ответственность за действие (бездействие), которое уже произошло, то есть юридическая ответственность - ответственность ретроспективная. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее. Юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение, важно подчеркнуть, что только государство устанавливает меры этой ответственности, только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством.

Целью юридической ответственности  является предупреждение правонарушений.

Государственное принуждение и  правовая ответственность могут  совпадать на определённых этапах реализации, но отождествлять их нельзя.

Государственное  принуждение  -  осуществляется  на  основе   закона

государственными  органами,  иными  уполномоченными   на   то   организации, должностными   лицами   физическое,     психическое,    имущественное    или организационное  принуждение  в  целях  соблюдения  и  исполнения   правовых предписаний.  Принуждение  существует  в любом человеческом  обществе    и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах  общества  и государства.  Принуждается  член  общества  к  исполнению  обязанностей,   к соблюдению запретов. В течение  столетий  право  и  насилие  отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность  его отстаивать.

  С появлением  государства, законодательства принуждение  к  соблюдению и исполнению  норм права становится государственным   по  своему  характеру  и  осуществляется уполномоченными  на то  государственными  органами,  выступает одним из методов  управлением гражданским обществом. Оно выражает  негативную реакцию общества,  граждан на  неприемлемый  для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное  лицо.  Без принуждения не может обойтись ни одно государство.

Информация о работе Правовое государство