Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа
Понятие "правовое государство" настолько широко, что одной дисциплине не под силу достаточно глубоко его изучить. Но возможно, такая задача в едином усилии по плечу ряду общественных и естественных наук.
Основная цель настоящей работы – раскрытие понятия и принципов правового государства. Объектом данной работы является правовое государство. Предметом исследования в данной работе являются понятия и признаки правового государства. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение стр. 2
1. Понятие, признаки и принципы правового государства стр. 3
2. Права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Обеспечение и гарантии в правовом государстве стр. 10
3. Формирование правового государства на современном этапе стр. 15
Заключение стр. 23
Список используемой литературы стр. 25
В реальной жизни повсеместно
нарушаются права и свободы, это
выражается в: нарушении международных
актов, относящихся к правам народов,
нарушении правового равенства
граждан, использовании прав и свобод
в антиконституционных целях
экстремистскими силами, элементарным
невыполнением законов. В России
отсутствуют специальные
Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека – это преступления геноцида, различные способы рассовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.
Взаимная ответственность
личности и государства – неотъемлемый
признак правового государства.
В недемократическом
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).
3. Формирование правового государства на современном этапе
Итак, Россия была долгое время типичным традиционным обществом. По мнению В.С.Степина, она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны, также могут быть рассмотрены в качестве особой, "догоняющей модернизации". В такие эпохи происходило особенно активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.
Что же касается политического
строя России, то при всех его
изменениях он всегда был далек от
идеалов демократии и прав человека.
Каждая "догоняющая модернизация"
проводилась сильной
В советский период также
не было создано предпосылок
Идея правового государства
и соблюдения прав человека возникла
в среде интеллигенции и
В настоящее время Россия
стремится к тому, чтобы стать
демократической державой. Во всех
сферах общественного бытия приходят
сложные и противоречивые процессы.
Все более очевидны как позитивные
результаты перемен, так и сопровождающие
их негативные явления, отголоски тоталитаризма.
Это находит, по сути, зеркальное отражение
в делах с правами человека
– универсальном
При сложившихся общих
весьма демократических
По мнению авторитетных ученых, непосредственно занимающихся правозащитной работой, эффективность конституционной формулировки о примате международного права над внутригосударственным станет реальностью только при создании государственно-правового механизма его реализации. Возникающие в правоприменительной практике споры о соответствии норм одного нормам другого должны рассматриваться в широком плане Конституционным Судом России и в частных ситуациях обычными судами всех уровней. В нашем государстве все еще издаются сотни нормативных актов, тем или иным образом затрагивающие права и законные интересы личности. Таким актам следует придавать обязательную юридическую силу только после правовой экспертизы на предмет соответствия не только законодательству страны, но и нормам международного права. В свою очередь, если международными соглашениями права и свободы личности признаются или закрепляются в меньшем объеме, нежели в российском законодательстве, то они не должны умаляться правоприменителем подданным предлогом.
Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.
Важным шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.
Образцы поведения и деятельности в любой культуре выступают основной формой трансляции социального опыта, формирования и воспроизводства традиции. И если посмотреть на реальные образцы поступков, приводивших к материальному и социальному успеху людей в последние годы, то в большой своей массе они вряд ли подходят под идеал правового поведения. Мы не создали правового общества. Реально – это было довольно противоречивое соединение авторитаризма с анархией и формированием клановых интересов.
При советской власти не было
и гражданского общества. В то время
у нас была не только структура
государственно-партийной
Процесс становления правовой
государственности занимает длительное
историческое время. Он совершается
также вместе с формированием
гражданского общества и требует
целенаправленных усилий. Правовое государство
не вводится единовременным актом (даже
если этот акт является демократической
конституцией) и не может стать
результатом чистого
Проблема здесь не только
юридическая, хотя создание совершенной
законодательной системы, способной
"связать" государство, к формированию
которой мы всего лишь приступили,
– задача первостепенной важности.
Необходимо коренное преобразование социально-экономической
и политической систем, в первую
очередь преобразование собственности,
ибо при безраздельном
Вместе с тем нельзя
думать, что чисто механическое заимствование
сугубо западных идей (а идея правового
государства западного
Если и можно для
России признать пригодной концепцию
правового государства
С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства, ибо "в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и "правовое государство" – это скорее идеальный тип...".
Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.
Главное в итоге – какое место занимает человек в системе ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.
Многие вопросы, связанные
с формированием правового
Ряд публикаций последнего времени
показывает актуальность этой проблемы,
причем подчеркивается, что личность
со всеми ее социальными свойствами
(правами и обязанностями, свободой
и ответственностью, сознанием, культурой,
нравственно-гуманистическими началами)
качественно характеризует
Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.
В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: "дозволено все, что прямо не запрещено законом", т.е. перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение в концепции действий в сфере прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Это вполне соответствует
ст. 5 выдающегося документа