Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа
Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественная деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.
Введение
Понятие и структура правового статуса личности
Виды правового статуса личности
Правовое положение личности в Российской Федерации
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Это объясняется как природой демократического общества, характером регулируемых общественных отношений, так и возрастанием нравственных начал социалистического образа жизни. Возрастание социальной ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом социалистического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки, а коллективов - за существующую в них моральную атмосферу, правы - суть активной нравственной позиции личности.
В демократическом обществе социальная ответственность - это не только ответственность перед государством, но и перед согражданами. Взаимная ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи, обеспечивающие прочный правопорядок в обществе.
Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, социалистическое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.
Правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов.
Демократическое государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.
Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций. Взаимная ответственность государства и личности - это важнейший гуманистический и демократический принцип построения нормального демократического правого государства.
Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Существуют общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Различают следующие виды правового статуса личности:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих
в различных экстремальных
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно - правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п. Индивидуальный правовой статус личности подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида
статуса соотносятся между
Так же выделяют такие виды, как конституционный (базовый) статус личности и отраслевой статус личности.
Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.
Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. Содержание этого статуса составляют те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы все и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависят от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым.
Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус.
Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.
В Российской науке конституционного (государственного) права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как в известной мере различающиеся правомочия личности. Действительно, и право, и свобода личности представляют собой установленную конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и т.п.), конкретным действием, в т.ч. предоставлением государством человеку и гражданину правомочия на совершение определенных действий (право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием на более или менее определенного субъекта («каждый имеет право», «граждане Российской Федерации имеют право» и т.п.). Свобода личности чаще всего увязывается с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности или защищают от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и др.). Достаточную условность различия между «правом» и «свободой» можно обнаружить в тексте российской конституции, где право может одновременно рассматриваться как свобода личности. Например, согласно ст.20 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зачастую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».
Как уже отмечалось, в содержание правового положения личности включаются права и свободы, регулируемые нормами всех отраслей российского права. Определяющую роль среди прав и свобод играют те, относительно немногие, права и свободы, которые установлены Конституцией РФ. Последние именуются конституционными или основными правами и свободами. Именно они являются составной частью «ядра» конституционного положения личности. Ведущее место упомянутых прав и свобод обусловлено повышенной значимостью их для личности, общества и государства; прирожденным или производным, но неотчуждаемым характером принадлежности этих прав и свобод человеку (ч.2 ст.17 Конституции РФ); специфическими юридическими свойствами конституционных прав и свобод (составляют основу для прав и свобод, устанавливаемых иными нормативными правовыми актами различных отраслей права; имеют универсальный характер, так как закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов (работодателем и работником, родителями и детьми, собственниками имущества и т.п.); носят всеобщий характер, так как отнесены без изъятия ко всякому человеку и гражданину); закреплением конституционных прав и свобод актом высшей юридической силы - Конституцией РФ и обеспечением их повышенной защитой посредством запрета пересмотра основных прав и свобод без принятия новой Конституции РФ. По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются конституционные личные или гражданские (ст.19-28), политические (ст.29-33), социально-экономические (ст.34-42) и культурные (ст.43-44) права и свободы человека и гражданина. Перечень и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ 1993 г., обусловлены восприятием Россией признанных международным сообществом к концу ХХ в. неотчуждаемых прав человека; установлением общедемократических прав гражданина РФ, обеспечивающих построение демократического правового и социального государства в России; уровнем социально - экономического и духовного развития российского общества в постсоветский период; соотношением интересов ведущих социально-политических сил в России на момент принятия федеральной конституции. Вышеизложенное позволяет определить конституционные права и свободы в Российской Федерации , как неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями и уровнем развития общества и государства, признаваемые в качестве основных и минимально необходимых естественных, принадлежащих каждому человеку от рождения, и производных, принадлежащих каждому гражданину РФ в силу наличия у него российского гражданства.
Конституционные обязанности человека и гражданина представляют собой установленные в соответствие с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое «соответствие» достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.