Правовое положение торгово-промышленных палат (ТПП) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

За последнее десятилетие в России кардинально изменилась экономическая ситуация. На смену плановой системе управления народным хозяйством пришла рыночная экономика ее правилами и законами. Торгово-промышленная палата – малоприметная деятельность человеческой области, содействующая предпринимательской деятельности, но именно в ней формируется мировой человеческий опыт предпринимательства, который является основным двигателем цивилизации. Без сознания этого положения невозможно выстроить наиболее короткий путь к цели, если целю назвать построение экономически благополучного общества.

Содержание работы

Введение
1.История создания торгово-промышленной палаты
2. Правовое положение торгово-промышленной палаты РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Пензенский Государственный Технологический Университет»

(П.Г.Т.У.)

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: Коммерческое право

На тему «Правовое положение торгово-промышленных палат (ТПП) в России»

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил:

                                                                                     студентка гр. № 11ЭМ3БЗ

                                                                                     Сокова Н.В.

                                                                                     Проверил:

                                                                                    Бочаров П.Д.  

 

                                                   

 

 

Пенза 2013

 

Содержание:

Введение

1.История создания торгово-промышленной  палаты

2. Правовое положение  торгово-промышленной палаты РФ

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      За последнее десятилетие в России кардинально изменилась экономическая ситуация. На смену плановой системе управления народным хозяйством пришла рыночная экономика ее правилами и законами. Торгово-промышленная палата – малоприметная деятельность человеческой области, содействующая предпринимательской деятельности, но именно в ней формируется мировой человеческий опыт предпринимательства, который является основным двигателем цивилизации. Без сознания этого положения невозможно выстроить наиболее короткий путь к цели, если целю назвать построение экономически благополучного общества. Без понимания места и роли палат, как выразителя интересов предпринимательства, невозможно определить приоритеты в выборе путей совершенствования рыночных отношений. А для России сегодня это очень важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История создания торгово-промышленной палаты

Символом Торгово-промышленной палаты является золотой жезл бога торговли, призванный прекращать споры  и мирить врагов, а в современном контексте примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия в международной торговле. Жезл Меркурия (кадуцей) имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, а на вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. В дореволюционной России кадуцей украшал дворянские гербы, гербы городов и губерний. Сегодня жезл является частью герба Таможенной службы России и официальным символом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Февральская революция 1917 года привела к образованию в  России новой государственной власти. Было издано много постановлений  и ограничений, что привело к  резкому снижению частной торговли. Министерство торговли и промышленности, обеспокоенное этим обстоятельством, в апреле 1917 года внесло законопроект «О торгово-промышленных палат в России», который должен был объединить предпринимателей в единую организацию и стать основой для развития свободной торговли. Среди целей создания торгово-промышленных палат, как самоуправляемых органов представительства торгово-промышленного класса, авторы проекта отмечали: объединение в округе палаты лиц, занимающихся торгово-промышленной деятельностью, а также представительство и обслуживание их общих интересов. В связи с октябрьской революцией 1917 года этот закон не вступил в силу. Только во времена новой экономической политики (НЭП) советского государства, находящегося в экономической блокаде, возникла идея о возрождении торгово-промышленных палат, как инструмента для организации внешнеторговой деятельности и развития экономических отношений. Новая экономическая политика привела к возрождению целой сети коммерческих ярмарок и выставок, бирж и других торговых объединений, обеспечивших развитие, в том числе и внешнеэкономических связей. Экономика России требовала активизацию торговли традиционными экспортными товарами, восстановления утраченных деловых связей, но экономическая блокада стран Антанты не позволяла развивать межгосударственные экономические отношения. Тогда руководители нового государства стали искать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей.

Первой торговой палатой  в России считается Северо-Западная областная торговая палата, которая  была образована в 1921 году. Сначала палате были отданы функции регулирования торговли, затем перешедшие к органам комиссии по внутренней торговле в 1922 году. Используя связи с зарубежными палатами, Северо-Западная торговая палата изучала условия для экспорта советских товаров, систематизировала информацию о возможностях и перспективах зарубежных рынков, динамике цен и т.д.

28 мая была организована  Всесоюзная торговая палата, устав  которой декларировал оказание  содействия предприятиям в развитии  внутренней торговли. Всесоюзная  торговая палата получила статус общественной организации и могла выступать в гражданско-правовых отношениях как самостоятельно юридическое лицо, добровольно объединившихся предприятий для выполнения целей, предусмотренных уставом. В перечне целей указывалось содействие развитию деловых связей с иностранными торговыми и другими хозяйственными организациями, в первую очередь с торговыми палатами, экспортными компаниями, биржами, выставками, музеями, а также участие в международных съездах торговых палат; участие советских делегаций на международных выставках, конференциях; содействие продвижению советских товаров за границей.

Всесоюзная торговая палата устанавливала деловые связи  с иностранными торговыми и хозяйственными организациями, проводила изучение мнений по вопросам развития внешней торговли; устраивала лекции, конференции, издавала периодический журнал, бюллетени, справочники и информационные материалы. Деятельность аппарата ВТП была полностью под контролем государства.

На основании постановления  Совета Министров СССР, решением Президиума палаты в 1972 году Всесоюзная Торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР, что придало ей статус союзно-республиканского органа, и в 14 советских республиках были образованы республиканские торгово-промышленные палаты. ТПП СССР являлась юридическим лицом, обладала обособленным имуществом, со всеми, присутствующими при этом правовом статусе, правами. При ТПП СССР созданы Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Функции палаты были значительно расширены, среди них: содействие развитию экспорта советских товаров; оказание консультационных услуг по всем вопросам деятельности предприятий; установление и развитие связей с иностранными деловыми и общественными кругами; осуществление связей с ассоциациями делового сотрудничества с зарубежными странами; содействие установлению прямых производственных и научно-технических связей с предприятиями других стран; представление советских предприятий в Международной организации труда (МОТ); приглашение и прием иностранных торгово-экономических и научно-технических делегаций; изучение, обобщение и распространение справочной и информационной литературы по экономике; удостоверение свидетельства происхождения товаров; контроль качества и комплектности, а также проверка количества экспортных и импортных товаров и многие другие функции. Впервые союзная палата получила право самостоятельно создавать, реорганизовывать и ликвидировать на территории СССР торгово-промышленные палаты городов, региональные отделения палаты, объединения, предприятия и другие организации. Уставом палаты расширен круг возможных членов. Важным положением устава являлось требование о том, что действительные члены торгово-промышленных палат союзных республик и городов одновременно являются действительными членами Торгово-промышленной палаты СССР, и это положение окончательно закрепило существование единой системы торгово-промышленных палат, которое традиционно сохранилось до настоящего времени.

В 1993 году в соответствии с указом Президента РФ «О торгово-промышленной палате РФ» была сформулирована новая организационно-правовая модель торгово-промышленных палат. В последующем этот Указ был доработан и утвержден Государственной Думой в форме закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ». Цели и задачи палаты включали в себя защиту интересов по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, организация взаимодействия предпринимателей с государственной властью, содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями и предпринимателями.

14 декабря 2001 года в  Москве прошел четвертый внеочередной  съезд Торгово-промышленной Палаты  РФ. Ключевым событием съезда  стало переизбрание президента ТПП РФ. Предложение занять эту должность принял Е.М. Примаков. В 2002 году работа ТПП РФ была реструктурирована: осуществлена перестройка в работе руководящих органов, избран новый состав Правления, отражающий существующую конфигурацию отечественного бизнеса и его общественных организаций, пересмотрен Устав ТПП. В соответствии с новой концепцией были определены основные задачи Торгово-промышленной Палаты, а также правила, определяющие отношения между ТПП России и региональными палатами[1].

19 июня 2002 года в своем  выступлении на IV съезде ТПП РФ  Президент ТПП РФ Е.М. Примаков  определил следующие три основных  задачи, стоящие перед Палатой:

Первая задача призвана отражать интересы крупного предпринимательства, и состоит в инвестировании основных средств, накопленных в сырьевом секторе, в обрабатывающие отрасли. Для решения этой задачи необходимо создание механизма возвращения капитала, вывезенного за границу, а также обеспечения четко работающей судебно-правовой системы.

Вторая задача состоит в создании лучших условий для малого бизнеса в России. Решение этой задачи состоит в упорядочении государственного регулирования малого предпринимательства, защиты предпринимателей от чиновничьего произвола и коррупции.

Третья задача состоит  в содействии интеграции российского предпринимательства в мировое экономическое пространство, в частности, в подготовке России к присоединению в ВТО. В соответствии с концепцией ТПП РФ по присоединению к ВТО активно работают комитеты ТПП РФ, определяется совместная с ведущими учебными заведениями программа подготовки кадров с перспективой вступления России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое положение торгово-промышленной палаты  РФ

 

      Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством. (ФЗ от7.07.93 № 5340-1, по сост.на 10.05.08г. № 54-ФЗ от 29.04.08г)

Торгово-промышленная палата является негосударственной  некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.  Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона. Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.                                                                        Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

  1. Оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

2. Содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с         учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

3.  Организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

4. Содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

5. Оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

6. Содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

7. Принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

8. Содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

9. Обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

10. Выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

       Государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается. Соответствующие государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами. Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей. Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований Российской Федерации. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово-промышленной палаты. Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Информация о работе Правовое положение торгово-промышленных палат (ТПП) в России