Правовое положение зависимого населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

История государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня и здесь органически стыкуется с действующим правом. Она, следовательно, занимается не только правом ушедшим, но и живущим, растущими его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но прежде всего она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.
Целью настоящей работы является исследование исторических нормативно-правовых актов: Псковской Судной грамоты и Конституции РСФСР 1918 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕМА 1. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА 4
1.1. Правовое положение зависимого населения 4
1.2. Гражданское право 6
1.3. Уголовное право 9
1.4. Процессуальное право 12
ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 ГОДА 16
2.1. Создание Конституции 16
2.2. Основные черты советской демократии по Конституции 21
2.3. Федеративное устройство 23
2.4. Органы государственной власти и управления 24
2.5. Избирательное право 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Kontr_IOGP.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

С конца апреля центр тяжести работы Комиссии был перенесён в подкомиссии. Большие задачи стояли перед подкомиссией по избирательному праву и местным органам власти и управления. Она обобщила и привела в стройную систему разнообразную практику и нормы, регулировавшие избирательное право, порядок образования и компетенцию всех звеньев системы местных органов власти и управления.

Окончательная разработка проекта Конституции для представления его V Всероссийскому съезду Советов была поручена специальной комиссии ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным. 3 июля 1918 г. эта комиссия под председательством В. И. Ленина рассмотрела два проекта: Комиссии ВЦИК, внеся в него некоторые положения из проекта Наркомюста. По предложению В. И. Ленина в текст Конституции (вводным разделом) была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а также добавлен ряд статей.

    1. Основные черты советской демократии по Конституции
  1. Классовость.

Классовый характер многих положений Конституции. Статья 10 гласила: "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах". Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных случая такого лишения. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей: военно-транспортных, военно-строительных и т. п.

  1. Интернационализм.

Еще одной характерной чертой первой советской Конституции, в силу того, что пока еще не был развенчан миф о возможности мировой революции пролетариата, являлся интернационализм советской демократии. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия". Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов "без всяких затруднительных формальностей" права российского гражданства.

  1. Равноправие женщин и мужчин.

Важен был и принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному Закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

 

  1. Последовательность и гарантированность.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви…" (ст. 13); "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг…" (ст. 14).

  1. Сочетание прав и обязанностей.

Конституция отразила такую черту советской демократии, как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, она называет и важнейшие обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.

2.3. Федеративное устройство

Основные принципы советской федерации: национально-территориальной, добровольность, демократический централизм.

Что касается государственного устройства, то статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику".

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций". Статья 8 отмечает стремление создать "действительно свободный и добровольный союз трудящихся классов всех наций России". Этот принцип вытекал из национальной программы Ком-мунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти. Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, предложенный И. В. Сталиным.

2.4. Органы государственной власти и управления

Высшие органы:

  1. Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР.

Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

Всероссийский съезд Советов созывается ВЦИК не реже двух раз в Год.

Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается ВЦИК Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

Всероссийский съезд Советов избирает ВЦИК Советов в числе не свыше 200 человек.

ВЦИК всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

В период между съездами высшей властью Республики является ВЦИК Советов.

  1. ВЦИК/ Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В апреле - октябре 1917 г. - центральное звено, руководящий орган системы местных Советов рабочих и солдатских депутатов. Верховный законодательный, исполнительный и контрольный орган РСФСР в 1917-1937 гг. Соединял в себе законодательные и исполнительные функции, определял состав правительства. Избирался Съездами Советов. Упразднен с принятием Конституции РСФСР 1937 г. ВЦИК является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. ВЦИК рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения. ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам. ВЦИК образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления. Члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК.

 

  1. Совет Народных Комиссаров (СНК).

СНК принадлежит общее управление делами РСФСР. В осуществление этой задачи СНК издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает ВЦИК Советов.

ВЦИК Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК Советов.

  1. Наркоматы Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных народных комиссариатов.

Народных комиссариатов образуется 17, а именно, по иностранным, военным, морским, по внутренним, финансовым, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, Государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства и здравоохранения.

При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК.

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИК, то же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед

 

Всероссийским съездом Советов и ВЦИК. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делам РСФСР, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Местные органы:

Согласно, Конституции РСФСР 1918 г. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

  1. Советы - Органы власти и политическая основа Советского государства. Возникли в 1905-07 гг., как избираемые на местах трудящимися общественные организации. Первоначально - органы руководства стачечным движением, в феврале - августе 1917 г. - один из двух политических центров двоевластия, органы рабочего и крестьянского самоуправления, с сентября 1917 г. (после большевизации) - политические центры по подготовке восстания, с октября 1917 г. - постоянные органы власти в стране. Поскольку непролетарские слои населения были лишены избирательных прав, в названии С. продолжало сохраняться указание на то, кем они избираются на местах и кого представляют - “Советы рабочих, красноармейских, крестьянских, батрачьих и казачьих депутатов”.
  2. Съезды Советов - в 1917-1936 гг. высшие органы власти в административно-территориальных единицах, автономных и союзных республиках, СССР. Стали созываться еще до октября 1917 г., но юридически были закреплены только Конституцией РСФСР 1918 г. Всесоюзные (Всероссийские) съезды Советов являлись высшими органами государственной власти в РСФСР ( СССР), а местными органами власти были областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные С. С. В период между съездами высшая власть на соответствующей территории принадлежала избранным ими исполкомам.
  3. Исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т. е. областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т. д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительны комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

2.5. Избирательное право

Основные принципы:

1. Принцип всеобщего для трудящихся избирательного права был закреплен Основным законом. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники.

В. И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, но оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы.

2. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

3. Принцип многостепенности выборов был зафиксирован в Конституции. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35).

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Информация о работе Правовое положение зависимого населения