Правовое регулирование рынка транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Автомобильный транспорт подлежит определенному государственному регулированию. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: нормативное закрепление основных правил оказания услуг автомобильным транспортом; обеспечение безопасности функционирования автомобильного транспорта (включая разработку, проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию, техническую безопасность автотранспортных средств и безопасность дорожного движения); антимонопольное и тарифное регулирование; допуск к осуществлению деятельности (лицензирование и сертификация автотранспортной деятельности); налоговое регулирование;

Содержание работы

Введение.
1. Актуальные проблемы правового регулирования рынка транспортных услуг.
2. Необходимость регулирования транспортных услуг.
3. Основные задачи государственного регулирования деятельности на автомобильном транспорте.
4. Методы государственного регулирования деятельности на транспорте.
Заключение.
Cписок используемых источников.

Файлы: 1 файл

предпринимат.право.docx

— 24.61 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Саратовский государственный  технический университет им.Ю.А.Гагарина»

 

 

Реферат

по дисциплине:

Предпринимательское право

 на тему:

«Правовое регулирование рынка транспортных услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группы бЭкон-21

Сохинова Екатерина.

Саратов

2013 год.

Содержание

 Введение.

 1. Актуальные проблемы правового регулирования рынка транспортных услуг.

2. Необходимость регулирования транспортных услуг.

 3. Основные задачи государственного регулирования деятельности на автомобильном       транспорте.

 4. Методы государственного регулирования деятельности на транспорте.

 Заключение.

 Cписок используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Транспорт является одной  из ключевых отраслей любого государства. Он часто стимулирует повышение  уровня активности экономики. Как отрасль  экономики, транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и  транспортных организаций. От  работы перевозчиков зависят эффективное  функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также  комфортная жизнедеятельность граждан.

Разрешение проблем правового  регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для  различных отраслей права, прежде всего, предпринимательского, гражданского и  административного. Их изучение позволяет  понять особенности специальных  норм транспортного права и межотраслевых  правовых связей в сфере транспортного  регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения  между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами. Так  же важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, правового режима земель транспорта.

Автомобильный транспорт  подлежит определенному государственному регулированию. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: нормативное  закрепление основных правил оказания услуг автомобильным транспортом; обеспечение безопасности функционирования автомобильного транспорта (включая  разработку, проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию, техническую  безопасность автотранспортных средств  и безопасность дорожного движения); антимонопольное и тарифное регулирование; допуск к осуществлению деятельности (лицензирование и сертификация автотранспортной деятельности); налоговое регулирование; таможенное регулирование, осуществление  контроля в пограничных пунктах  пропуска; обязательное и добровольное страхование, ответственность за причинение вреда; установление единых принципов  осуществления автотранспортной деятельности (единый терминологический аппарат, классификация видов деятельности и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальные проблемы правового регулирования рынка  транспортных услуг.

 

Транспортные услуги (продукция  транспорта) - представляет собой специфический  вид продукции по перемещению  грузов и пассажиров, а также по выполнению сопутствующих и дополняющих  этот процесс операций: перевозку, погрузку-разгрузку, счет, взвешивание, контроль за грузами в пути следования и другие операции.

В экономической жизни  страны транспорт занимает особое место. Во-первых, он обеспечивает связь между  различными отраслями экономики. Во-вторых, осуществляется движение продукции  из сферы производства в сферу  обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает продолжением процесса производства в пределах обращения  и для этого процесса. Именно поэтому  проблемы совершенствования правового  регулирования транспортной деятельности (в рамках транспортного законодательства) являются актуальными на современном  этапе развития государства.

Особую важность приобретает  поиск «идеальной» модели сосуществования  рыночных механизмов и мер государственного регулирования. Такая модель «сотрудничества» рынка и государства обеспечит  нормальное функционирование транспортной системы как одного из самых сложных  отраслей производства. Наиболее актуальными  задачами в сфере государственного регулирования транспортной отрасли  являются: определение основных целей  и задач национальной транспортной политики, разработка и принятие Концепции  развития рынка транспортных услуг  в Украине; дальнейшее развитие национальной сети международных транспортных коридоров; кодификация и гармонизация транспортного  законодательства Украины и т.п.. Важным в этом отношении является определение понятия «транспортная политика», ее места в системе правовой политики, а также соотношения с категорией «экономическая политика» государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость регулирования  транспортных услуг.

 

Существуют объективные  предпосылки, оправдывающие вмешательство  государственных органов в деятельность «субъектов транспортного рынка».

Необходимость регулирования  транспортных услуг характеризуется  следующими предпосылками:

1. Транспорт является  важнейшим элементом производственно-социальной  инфраструктуры и находится в  «блоке» с другими инфраструктурными  отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом  механизме, являются объектом  постоянного контроля со стороны  государства.

2. Необходимо контролировать  деятельность транспортных предприятий,  находящихся в условиях «естественной  монополии». Классическим примером  естественной монополии на транспорте  является железнодорожный транспорт.  Естественным транспортным монополистом  до недавнего времени являлись  и автотранспортные предприятия,  размещенные в районах, где  нет других крупных владельцев  автотранспорта.

3. Необходимо контролировать  и во многих случаях ограничивать  уровень транспортных тарифов.  Контроль ценообразования на  транспорте имеет исключительное  значение для нормального функционирования  рыночной экономики. В условиях  свободных цен рост транспортных  тарифов вызывает адекватное  повышение стоимости доставляемых  транспортными предприятиями товаров,  а также услуг, требующих транспортного  обеспечения. Поэтому рост транспортных  тарифов является одним из  факторов общего роста цен  и развития инфляционных процессов.

4. Необходимо обеспечить  защиту транспортных предприятий  от недобросовестных конкурентов.  Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения транспортных  предприятий, конкурирующих между  собой, не могут быть урегулированы  ни на основе их обоюдных  соглашений, ни путем судебных  разбирательств, хотя и то, и другое  имеет место в практике транспортного  рынка. Нормальная работа транспортных  предприятий в условиях конкуренции  требует разработки «правил игры»  (какие виды деятельности допустимы  для различных предприятий, какие  тарифы можно применять, как  должны строиться отношения с  клиентурой и т.д.) и наличия  органа, который следил бы за  соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно  взять на себя государство.

5. Необходимо устанавливать  и контролировать единые нормы,  стандарты и правила в области  охраны окружающей среды, безопасности  движения, условий труда на транспорте, а также единые технические  стандарты. Только государственные  органы в состоянии финансировать  и организовывать работу в  области стандартизации, повышения  безопасности транспорта, снижения  вредных воздействий транспорта  на окружающую среду, контроля  выполнения соответствующих требований  и т.д.

Основные задачи государственного регулирования деятельности на автомобильном транспорте.

Под государственным регулированием деятельности на автомобильном транспорте понимается совокупность мер, устанавливаемых  государственными органами по созданию экономических, организационных и  правовых условий для осуществления  и развития деятельности на автомобильном  транспорте, которая включает определение  государственной политики в этой сфере, заключение международных договоров, разработку программ развития и функционирования автомобильного транспорта, издание  нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере автомобильного транспорта.

Основными задачами государственного регулирования деятельности на автомобильном  транспорте являются:

  • создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в автомобильных перевозках и транспортных услугах;
  • защита экономических интересов государства и законных интересов граждан, грузоотправителей (грузополучателей) и автомобильных перевозчиков;
  • создание условий для конкурентоспособности отечественных автомобильных перевозчиков на международном рынке автомобильных перевозок;
  • регулирование доступа автомобильных перевозчиков на внутренний и международный рынки автомобильных перевозок;
  • создание равных условий деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению автомобильных перевозок;
  • создание условий для безопасного выполнения автомобильных перевозок;
  • защита внутреннего рынка автомобильных перевозок;
  • противодействие монополистической деятельности и развитие конкурентной среды на рынке автомобильных перевозок;
  • формирование тарифной политики на автомобильном транспорте общего пользования;
  • охрана окружающей среды при выполнении автомобильных перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы государственного регулирования деятельности на транспорте.

 

Методы регулирования транспортной деятельности можно подразделить на нормативно-правовые; экономические; комплексные.

1.Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила  дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных  грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д. К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

2.Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

3.Синтетические методы  регулирования автотранспортной  деятельности представляют собой  синтез нормативно-правовых и  экономических мер, которые сложно  разделить и обособить. Так,  например, в Финляндии при лицензировании  перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами  ставится обязательство отработки  определенного времени на городских  маршрутах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических  и административных методов воздействия  на работу транспорта. Транспортное право  не имеет своего собственного метода правового регулирования. Оно заимствует уже известные и используемые в основных отраслях права методы. Властно-организационные отношения  подчинены воздействию императивного  метода, метода власти и подчинения, властных предписаний и запретов. Время при регулировании имущественных  отношений используется диспозитивный  метод, метод юридического равенства  сторон, для которого характерны дозволение совершать известные действия, предоставление определенных прав, а также возможность  выбирать вариант своего поведения.

Таким образом, транспортное право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала и является комплексным правовым образованием, не связанным единым методом правового  регулирования.

Транспортное право можно  определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи  с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными  организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также  тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение  транспортной деятельности.

 

Информация о работе Правовое регулирование рынка транспортных услуг