Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:42, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Целью данной курсовой работы является наиболее полное и детальное изучение правового статуса личности в России, а также рассмотрение прав и свобод человека в системе ценностей международного права.
Различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права2.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.
Принимая на
себя обязательства по обеспечению
прав граждан, государство и от них
требует определенного
Личность совершает свой выбор не только исходя из юридических требований и предписаний, на него могут влиять и иные нормы, в том числе имеющие антиправовую направленность. В этом случае обязанность не будет реализована.
Обязанность – это возможное поведение и потому, что даже при позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой. Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).
Правовой статус
личности очерчивает ее «пространство
свободы», ставит преграды ненадлежащему,
противоречащему интересам
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»1.
Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Необходимое исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.
Глава 3. Современные взгляды на государство и личность. Историческая перспектива взаимоотношения государства и личности
Уже в древности
начинаются поиски принципов, форм и
конструкций для установления надлежащих
взаимосвязей, взаимозависимостей и
согласованного взаимодействия права,
власти и личности. В процессе углублявшихся
представлений о праве и
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»1.
В наши дни реальность
правового статуса человека в
России рассматривается как своего
рода показатель гуманизма общества,
социального строя и как
Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для взяточничества государственных чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.
В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности - непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними. Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и свободу1.
Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря, субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности, меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов
Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме субъективных прав, средствами.
Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в правоприменительной практике ограничений прав и свобод человека сколько угодно (сколько выгодно обладающим реальной властью). Однако законодательство про эти ограничения как бы не знает.
Отсюда возможны два следствия. Первое: в случае надобности работника правоприменительного органа всегда можно обвинить в отступлении от закона. Второе: участник правоотношения, обладающий реальной силой (деньги, связи, должностное положение) имеет возможность избавить себя и своих ближних от действия таких ограничений.
В то же время от ограничений прав и свобод граждан следует отличать их игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.
Егоров С.А. считает, что следует различать законодательное, внешнее ограничение права от его внутренней ограниченности на основе естественного закона равной свободы. Согласно этому закону, никто, реализуя свои права, не должен нарушать права другого или затруднять их осуществление. Использование естественных прав во вред другим является правонарушением и служит основанием для соответствующего воздействия на нарушителя. Но и в этом случае не могут подвергаться ограничению естественные права человека. Речь идет о восстановлении нарушенных границ чужого права, его ограждении от посягательств1.
Правовой статус личности является главным устоем правовой государственности. Не случайно дореволюционные русские юристы основной признак правового государства усматривали в ограниченности юрисдикции государственного суверенитета в сфере прав человека. «Ограниченность власти в правовом государстве, - писал Б.А. Кистяковский - создается признанием за личностью неотъемлемых, не нарушаемых и неприкосновенных прав... есть известная сфера самоуправления и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством напротив, они по существу своему присвоены самой личности»2.
Права личности – это стержень правовой системы, начало, определяющее её социальное, политическое и специально-юридическое содержание. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина. Государство нуждается в разумном расширении властных полномочий в отношении общества. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государственной власти в обществе. Государство не должно довольствоваться ролью “ночного сторожа” в обществе, ему следует стать активным участником общественных отношений.
Заключение
В соответствии с вышеизложенными положениями необходимо сделать следующие выводы:
Во-первых, правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.
Во-вторых, правовой статус личности охватывает систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В-третьих, в зависимости от сферы действия правовых статусов выделяют такие его разновидности: общий (международный) правовой статус; конституционный (базовый); отраслевой статус; родовой (специальный); индивидуальный правовой статус.
В-четвертых, права личности, как элемент статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
В-пятых, обязанности личности, как элемент ее правового статуса - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Существует проблема соблюдения прав и свобод человека, которая затрагивает вопросы их реализации и гарантий. В настоящее время прослеживаются случаи грубейших нарушений прав и свобод человека(например, национальная дискриминация, террористические акты).
Для решения данной проблемы необходимы меры по обеспечению юридических гарантий, преобразование закона в средство управления всеми сторонами жизни общества.
1См.: Матузов Н.И., Малько А.В.Учебник-2 изд., перераб. и доп. Теория государства и права. М.: Юристъ,2006.
2Алексеев С.С., Архипов С.И. Учебник. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. С.426-427
3 Сухарева А.Я., Зорькин В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999, с.525
4Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.
М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА-М»,1998. С. 506
1Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 51-52.
2Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное.СПб.:Изд-во Юридического института., 2001.С. 352.
1Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. С. 508.
2Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М.:Юристъ,2000.С.120
2Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.//Российская газета.1993.№237.
3 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). Текст Декларации опубликован в "Библиотечке "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита", 1995 г., N 11, с. 10, в "Российской газете" от 10 декабря 1998 г., в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г
4См.: Л. С. Явич. Общая теория права. Изд-во Ленингр. ун-та, 1976