Правовые акты: понятие, юридическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………….3
1. Правовые акты: понятие, юридическое значение………………….…..…..…4
2. Виды правовых актов …………….…………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………….……………..27

Файлы: 1 файл

состав нормативных актов.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это —распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, т.е. их адресатом является определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения административного взыскания.

Интерес представляет классификация административно-правовых актов по их наименованию. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права. Последние, как правило, содержатся в положениях о соответствующих органах (например, в положениях о министерствах) 8.

Прежде всего, правовые акты по вопросам организации исполнительной власти издает Президент Российской Федерации. Например, он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает своих полномочных представителей, высшее командование Вооруженных Сил и т.п. (ст. 83 Конституции Российской Федерации). Эти его действия оформляются указами, а по некоторым вопросам — распоряжениями (ст. 90 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве последнее на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции Российской Федерации; ст. 30 Закона), причем подчеркивается, что постановления носят нормативный характер, а распоряжения — индивидуальный9.

Руководители федеральных органов исполнительной власти (министерств и т.д.) издают приказы, инструкции, постановления, распоряжения и дают указания. Единообразного решения этого вопроса нет. На практике некоторые исполнительные органы (например, налоговые) часто свои властные волеизъявления облекают в форму служебных писем и даже телеграмм, что свидетельствует о недобросовестном отношении с их стороны к установленным вариантам правовых актов управления.

Аналогичны наименования административно-правовых актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (см. ст. 120 Конституции Республики Татарстан).

Главы администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов издают постановления и распоряжения.

Следует отметить, что, несмотря на то, что местное самоуправление не является элементом реализации государственной власти, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит норму, в которой говорится о правовых актах осуществляющих его функции органов и должностных лиц. Наименование их определяется уставом муниципального образования. Поскольку эти органы и лица не являются представителями государства, налицо делегация юридически-властных функций негосударственным формированиям.

В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений (например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т.п.) можно выделить акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности. 10 К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижестоящим исполнительным органам, а также подчиненным управленческим работникам, на которых распространяется дисциплинарная власть руководителя. Ко второй группе относятся правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и организации, независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, т.е. на третьих лиц. Это — правовые акты управления с административной санкцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством. Как основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.

Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих конкретного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических правилах и т.п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях).

Нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т.п. значение, т.е. издаваться исполнительными органами всех субъектов федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993.

 

Учебная, научная и монографическая  литература,

материалы периодической печати

 

  1. Алехин А.П., Кормолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2005.
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: 2008.
  3. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. М., 2004.
  4. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
  5. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. - М.: 2010.
  6. Макаренко С. Н. Правоведение. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2001.
  7. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. - М.: 2010.
  8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты.- М., 2002.
  9. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.  - М.: 2009.

 

1. Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. М., 2004. С. 36.

2. Макаренко С. Н. Правоведение. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2001. С. 77.

3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. -М.: 2009. С. 69.

4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. - М.: 2010. С. 25.

5. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. - М.: 2010. С. 47.

6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: 2008. С. 39.

7. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.- М.: 2008. С. 55.

8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002. С. 394.

9. Алехин А.П., Кормолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2005. С. 32-33.

10. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г. С. 45.

 


Информация о работе Правовые акты: понятие, юридическое значение