Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:30, научная работа
Цели и задачи научной работы. Целью научной работы является исследование теоретических основ структурирования правовых норм.
Достижение указанных целей предполагает постановку и последовательное решение следующих задач:
- определить понятие нормы права;
- проанализировать структуру нормы в отечественном праве;
- классифицировать правовые нормы;
- определить особенности военно-правовых норм
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА 4
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ 11
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые
относятся к отдельным
2) в зависимости от
предмета правового
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от
методов правового
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от
времени действия - на постоянные
(содержащиеся в законах) и
временные (указ Президента о
введении чрезвычайного
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости
от степени определенности
9) в зависимости
от сферы действия - на общефедеральные
(действуют на территории всей
страны, например нормы Уголовно-
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости
от способа правового
12) в зависимости
от субъектов правотворчества
- на нормы, принятые
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
Как уже было сказано в предыдущих главах научной работы, норма права представляет собой исходящее от государства общеобязательное правило поведения (предписание), рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг его исполнителей.
Военно-правовые нормы представляют собой установленные или санкционированные государством правила:
1) деятельности органов военного управления;
2) поведения
военнослужащих и граждан,
3) поведения государственных и иных органов и организаций, а также гражданских лиц, обязанных законом исполнять предписания органов военного управления (например, военных комиссариатов по вопросам призыва на военную службу, воинского учета).
По своему содержанию военно-правовые нормы могут быть сведены в следующие основные группы:
1) нормы, определяющие
систему органов военного
2) нормы, устанавливающие порядок комплектования военной организации государства личным составом, которые включены в Федеральные законы «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе» и другие акты;
3) нормы, регулирующие порядок прохождения военной службы, содержащиеся в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы и т.д.;
4) нормы, регулирующие деятельность органов военного управления. Такие нормы в основном содержатся в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;
5) нормы, регламентирующие
порядок использования
6) нормы, определяющие
порядок использования
Особенности военно-правовых норм заключаются в следующем:
- большое количество
их регулирует порядок
- военно-правовые
нормы содержат правила
- военно-правовые нормы отличаются определенностью и категоричностью, что обусловлено необходимостью слаженности в действиях органов военного управления и подчиненных им войск и подразделений (воинских частей, соединений) и однозначного понимания порядка поставленной перед ними задачи. В этих целях в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 года, сформулированы следующие правила: «Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования (ст. 41)...
При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, - обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его (ст. 43)«;
- наличие конкретных санкций за нарушение военно-правовых норм в специальных актах (гл. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации и др.);
- преобладание
императивных норм над
Военно-правовые нормы регулируют общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства (отдельных его институтов: Президент Российской Федерации, уполномоченные органы государственной власти, государственные военные организации). Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.
К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере организационного обеспечения военной безопасности государства, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения (эти отношения, имея организационный характер, являются внешними относительно военной организации государства).
Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением гражданами воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих.
В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.
К четвертой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе вооруженных конфликтов. Эти отношения касаются оперативно-тактического управления войсками. Традиционно данная сфера отношений выходила за пределы компетенции правовой науки и относилась к военным наукам (тактика, оперативное искусство, стратегия). Однако ранее справедливо отмечалось, что командная деятельность не лишена правовых моментов, она протекает на основе и во исполнение законов и других правовых актов5. Задача правовой науки, не вторгаясь в компетенцию командира на поле боя в принятии им решения о боевом применении подчиненных войск, не нарушая его самостоятельности как единоначальника, все-таки установить границы, за пределами которых для него может наступить ответственность. Данная область отношений охватывается понятием «оперативное право»6.
Последние три
группы отношений имеют
Все перечисленные отношения охватываются понятием «воинские отношения», или «военные отношения». Воинские отношения преимущественно складываются в сфере исполнительной власти. Преобладание административно-правовых аспектов является особенностью правового регулирования военной деятельности в государстве.
Военные правоотношения возникают:
а) между органами военного управления (например, между Министерством обороны Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и управлениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д.);
б) между органами военного управления и военнослужащими (например, между военным советом округа или флота и командиром дивизии);
в) между органами военного управления и государственными органами и органами местного самоуправления (например, по вопросам организации и проведения призыва на военную службу);
г) между органами военного управления и гражданами-невоеннослужащими (например, по вопросам постановки на воинский учет, назначения пенсии членам семей военнослужащих);
д) между военнослужащими (отношения между старшим и младшим по воинскому званию, начальниками и подчиненными).
Военные правоотношения возникают: 1) в связи с выполнением органами военного управления возложенных на них функций; 2) в связи с реализацией гражданами прав, предоставленных им военным законодательством (например, по вопросам назначения пенсий членам семей военнослужащих).
Информация о работе Правовые нормы: понятие, признаки, структура