Правовые основы деятельности прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Правовой основой деятельность прокуратуры и регулирования прокурорского надзора является система законов и подзаконных актов. В приказе Генерального прокурора от 17 япреля2008 года № 67 « Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» говорится, что порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ основывается на Конституции РФ, Законе о прокуратуре, других федеральных законах, международных актах, указах Президента РФ, а также правовых актах Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров .

Содержание работы

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ………...3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..11

Файлы: 1 файл

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.docx

— 37.05 Кб (Скачать файл)

 

     Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального 

образования

«Петрозаводский государственный  университет»

Кольский филиал

Гуманитарный факультет

Кафедра юриспруденции

 

Дисциплина «Прокурорский надзор»

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЯЕТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ  РФ

 

Вариант № 9

Контрольная работа

студента 3 курса

(группа 2009/3,5)

заочной формы обучения

специальность 030501 Юриспруденция

Жбановой Натальи Леонидовны

 

Ст.преподаватель:

Преп. Машкова Е.М.

Апатиты

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРОКУРАТУРЫ РФ………...3

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………..11

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ

 

 В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ. Правовой основой деятельность прокуратуры и регулирования прокурорского надзора является система законов и подзаконных актов. В приказе Генерального прокурора от 17 япреля2008 года № 67 « Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» говорится, что порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ основывается на Конституции РФ, Законе о прокуратуре, других федеральных законах, международных актах, указах Президента РФ, а также правовых актах Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров1.

        Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., статьей 129 закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора и других прокуроров (п. «е» ст. 83)2. Конституция РФ не включает норм, регулирующих полномочия прокуроров, организацию и порядок деятельности прокуратуры России, а содержит ссылку на то, что эти вопросы определяются Федеральным законом. Она, к сожалению, не наделила Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы.

        Законодательный акт, относительно детально регулирующий организацию и деятельность российской прокуратуры - Закон о прокуратуре. Будучи актом прямого действия, этот закон определил цели, задачи, основные направления и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал порядок назначения их на должности и освобождения от должностей. В законе закреплены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение3.

       В Законе о прокуратуре не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что этот вопрос определяется процессуальным законодательством РФ, т.е. уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным4 и арбитражным процессуальными кодексами5, а также кодексом об административных правонарушениях6. Так, действующее уголовно - процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всех нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили7.

      Законом регулируется весь спектр вопросов, связанных с порядком прохождения службы в органах прокуратуры.       

       Закон о прокуратуре определяет не только полномочия прокурора в различных направлениях надзора, но и определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, социальную защиту прокуроров и т.д. 
Закон о прокуратуре состоит из 7 разделов, включающих 54 статьи. В первом разделе (ст. 1-10) "Общие положения" определяется статус органов прокуратуры в государственной системе, содержание основной функции органов прокуратуры, состоящей в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, определяются цели деятельности прокуратуры и ее основные направления. 
       Второй раздел (ст. 10-20) Закона о прокуратуре посвящается системе и организации Прокуратуры РФ. Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные и др.), прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий. 
         В первой главе III раздела Закона (ст. 21-25)' регулируется прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствием законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и их должностными лицами.

    Вторая глава III раздела Закона (ст. 26-28) регулирует прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 
    Третья глава III раздела Закона содержит статьи (ст. 29-31), регулирующие надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.          

    Четвертая глава III раздела Закона (ст. 32-34) регулирует надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных.

      В этой главе особо подчеркнута (ст. 34) обязательность исполнения постановлений и требований прокурора.

    В IV разделе Закона (ст. 35-39) регулируется участие прокурора в рассмотрении дел судами.

    Новый V раздел Закона "Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры" (ст. 40- 45) регулирует порядок прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, правовой статус лиц, проходящих эту службу, порядок обжалования решений по поводу прохождения службы (ст. 40).

    Раздел VI Закона "Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры" (ст. 46-50) регулирует структуру и организацию органов военной прокуратуры (ст. 46): структуру Главной военной прокуратуры (ст. 46'); полномочия военных прокуроров (ст. 47); кадры военной прокуратуры (ст. 48); материальное и социальное обеспечение военнослужащих и работников органов военной прокуратуры (ст. 49); финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры.

     Заключительный разд. VII Закона содержит "Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры". В нем определяются система и порядок ведения статистической отчетности о состоянии преступности, следственной работе и прокурорском надзоре (ст. 51); финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры (ст. 52); определяются содержание текста и изображение на печатях органов и учреждений прокуратуры; дается разъяснение некоторых наименований, содержащихся в Законе о прокуратуре (ст. 54). Помимо Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется рядом иных федеральных законов.

      Нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся также во многих других законодательных актах. В качестве примера можно привести такие, как: Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции» (ст.52)8, Федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»9 (ст. 24), от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 4, 21)10 и многие другие. Как правило, в этих законах воспроизводится требование закона о прокуратуре, о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов.

     Деятельность органов российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяется также международными и межгосударственными договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиция) и другими.

     В основу решения  отдельных вопросов организации  и деятельности прокуратуры положены  постановления  Конституционного  Суда  РФ, определяющие соответствие законов положениям Конституции РФ, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда  и Высшего Арбитражного Суда      

       Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируется в актах Президента РФ. Например, Указами Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 и 30 июня 1997 г. № 659 по вопросам координации деятельности правоохранительных органов утверждены соответственно «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»11 и «Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации»12.

      В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Приказами Генерального прокурора РФ не только назначаются на должность прокуроры, но и объявляются инструкции об организации деятельности подразделений (например, по делам несовершеннолетних и молодежи), утверждаются Положения о структурных органах (например, о коллегиальных органах прокуратуры, об отделах Генеральной прокуратуры РФ в Федеральных округах) Издавая правовые акты, Генеральный прокурор так же ставит перед прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в базовом Законе о прокуратуре. В этой связи можно назвать приказы Генерального прокурора от 01 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»13, от 05 июня 2003 г. № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе»14, от 2 декабря 2003 г.№ 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»15, от 15 января 2003 г. № 30 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации»16 и другие.

   Прокуроры областного и районного звена руководствуются также приказами и указаниями прокуроров субъектов РФ, издаваемыми ими в процессе оперативного управления органами прокуратуры.

        Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права. Эти нормы права служат:

целевому назначению прокуратуры - регулированию устройства ее органов и прокурорского надзора как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности17.

      Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу, а также специальное назначение.

       Иногда возникает конкуренция норм Закона о прокуратуре и процессуального законодательства. В таких случаях, если полномочия прокурора предусмотрены каким-либо процессуальным законом, то следует руководствоваться и ссылаться в соответствующих актах прокурорского реагирования на этот закон. Например, Закон о прокуратуре (ст. 36) предусматривает полномочия суда по уголовным делам, в то же время эти полномочия предусмотрены и в УПК (ст. 325). Когда прокурор приносит кассационный или частный протест, он должен руководствоваться ст. 325 УПК. Если же конкуренции норм нет, прокурор обязан руководствоваться соответствующими нормами Закона о прокуратуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Нормативно-правовые акты  другие официальные документы

 

1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г. - № 7.

1.2. Федеральный закон от 17.01.1992  № 2201-01-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ( в ред. от 21.11.011, изм. и доп. вст в силу с 08.02.2012)//СЗ РФ.-1995.- № 47.-Ст.4472.

1.3. Федеральный закон от 03.04.1995 №  40- ФЗ « Об органах Федеральной  службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ   № 4-ФЗ от 10.01.2003 г.)//СЗ РФ .-1995.- № 15.-Ст.1269.

1.4. Федеральный закон от 12.08.1995 №  114-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ.-1995.-№ 33.-Ст.3349.

1.5. Федеральный закон от 07.02.2011 №  3-ФЗ «О полиции»  (в ред. от 06.12.2011) // Рос. газ.- 08.02.2011.-№ 25.    

1.6.Уголовно-процессуальный кодекс  РФ от 18.12.2011 № 174-ФЗ( в ред. от 01.03.2012)// Рос. газ.-22.11.2011.-№ 249      

1.7. Кодекс РФ об административных  правонарушениях от 30.12.2011 № 195 ФЗ (в ред. от 01.03.2012)// СЗ РФ.-2002.-№  1(ч.1).-Ст.1.

1.9. Арбитражно- процессуальный кодекс   РФ от 24.07.2002 № 95 –ФЗ ( в ред. от 08.12.2012 , с изм. и доп. вст в силу 01.01.2012) // СЗ РФ.-2002.-№ 30.- Ст.3012.

Информация о работе Правовые основы деятельности прокуратуры РФ