Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:59, контрольная работа
Правовой основой деятельность прокуратуры и регулирования прокурорского надзора является система законов и подзаконных актов. В приказе Генерального прокурора от 17 япреля2008 года № 67 « Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» говорится, что порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ основывается на Конституции РФ, Законе о прокуратуре, других федеральных законах, международных актах, указах Президента РФ, а также правовых актах Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров .
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ………...3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..11
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Гуманитарный факультет
Кафедра юриспруденции
Дисциплина «Прокурорский надзор»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЯЕТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ
Вариант № 9
Контрольная работа
студента 3 курса
(группа 2009/3,5)
заочной формы обучения
специальность 030501 Юриспруденция
Жбановой Натальи Леонидовны
Ст.преподаватель:
Преп. Машкова Е.М.
Апатиты
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ………...3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..11
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РФ
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится в ведении РФ. Правовой основой деятельность прокуратуры и регулирования прокурорского надзора является система законов и подзаконных актов. В приказе Генерального прокурора от 17 япреля2008 года № 67 « Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» говорится, что порядок организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ основывается на Конституции РФ, Законе о прокуратуре, других федеральных законах, международных актах, указах Президента РФ, а также правовых актах Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров1.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., статьей 129 закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора и других прокуроров (п. «е» ст. 83)2. Конституция РФ не включает норм, регулирующих полномочия прокуроров, организацию и порядок деятельности прокуратуры России, а содержит ссылку на то, что эти вопросы определяются Федеральным законом. Она, к сожалению, не наделила Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы.
Законодательный акт, относительно детально регулирующий организацию и деятельность российской прокуратуры - Закон о прокуратуре. Будучи актом прямого действия, этот закон определил цели, задачи, основные направления и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал порядок назначения их на должности и освобождения от должностей. В законе закреплены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение3.
В Законе о прокуратуре не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что этот вопрос определяется процессуальным законодательством РФ, т.е. уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным4 и арбитражным процессуальными кодексами5, а также кодексом об административных правонарушениях6. Так, действующее уголовно - процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всех нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили7.
Законом регулируется весь спектр вопросов, связанных с порядком прохождения службы в органах прокуратуры.
Закон о прокуратуре
определяет не только полномочия прокурора
в различных направлениях надзора, но
и определяет принципы организации и деятельности
прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую
политику органов прокуратуры, социальную
защиту прокуроров и т.д.
Закон о прокуратуре состоит из 7 разделов,
включающих 54 статьи. В первом разделе
(ст. 1-10) "Общие положения" определяется
статус органов прокуратуры в государственной
системе, содержание основной функции
органов прокуратуры, состоящей в надзоре
за соблюдением Конституции РФ и исполнением
действующих на территории РФ законов,
определяются цели деятельности прокуратуры
и ее основные направления.
Второй раздел (ст.
10-20) Закона о прокуратуре посвящается
системе и организации Прокуратуры РФ.
Систему органов прокуратуры составляют
Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры
субъектов РФ, приравненные к ним военные
и другие специализированные прокуратуры
(транспортные, природоохранные и др.),
прокуратуры городов и районов, другие
территориальные, военные и иные специализированные
прокуратуры, а также научные и образовательные
учреждения, редакции печатных изданий.
В первой главе
III раздела Закона (ст. 21-25)' регулируется
прокурорский надзор за соблюдением Конституции
РФ и исполнением законов, действующих
на территории РФ, федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, субъектами
осуществления общественного контроля
за обеспечением прав человека в местах
принудительного содержания и содействия
лицам, находящимся в местах принудительного
содержания, а также органами управления
и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций; соответствием законам правовых
актов, издаваемых вышеуказанными органами
и их должностными лицами.
Вторая глава III раздела Закона
(ст. 26-28) регулирует прокурорский надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина.
Третья глава III раздела Закона
содержит статьи (ст. 29-31), регулирующие
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие.
Четвертая глава III раздела Закона (ст. 32-34) регулирует надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных.
В этой главе особо подчеркнута (ст. 34) обязательность исполнения постановлений и требований прокурора.
В IV разделе Закона (ст. 35-39) регулируется участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Новый V раздел Закона "Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры" (ст. 40- 45) регулирует порядок прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры, правовой статус лиц, проходящих эту службу, порядок обжалования решений по поводу прохождения службы (ст. 40).
Раздел VI Закона "Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры" (ст. 46-50) регулирует структуру и организацию органов военной прокуратуры (ст. 46): структуру Главной военной прокуратуры (ст. 46'); полномочия военных прокуроров (ст. 47); кадры военной прокуратуры (ст. 48); материальное и социальное обеспечение военнослужащих и работников органов военной прокуратуры (ст. 49); финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры.
Заключительный разд. VII Закона содержит "Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры". В нем определяются система и порядок ведения статистической отчетности о состоянии преступности, следственной работе и прокурорском надзоре (ст. 51); финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры (ст. 52); определяются содержание текста и изображение на печатях органов и учреждений прокуратуры; дается разъяснение некоторых наименований, содержащихся в Законе о прокуратуре (ст. 54). Помимо Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется рядом иных федеральных законов.
Нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся также во многих других законодательных актах. В качестве примера можно привести такие, как: Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции» (ст.52)8, Федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»9 (ст. 24), от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 4, 21)10 и многие другие. Как правило, в этих законах воспроизводится требование закона о прокуратуре, о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов.
Деятельность органов российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяется также международными и межгосударственными договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиция) и другими.
В основу решения
отдельных вопросов
Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируется в актах Президента РФ. Например, Указами Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 и 30 июня 1997 г. № 659 по вопросам координации деятельности правоохранительных органов утверждены соответственно «Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»11 и «Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации»12.
В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Приказами Генерального прокурора РФ не только назначаются на должность прокуроры, но и объявляются инструкции об организации деятельности подразделений (например, по делам несовершеннолетних и молодежи), утверждаются Положения о структурных органах (например, о коллегиальных органах прокуратуры, об отделах Генеральной прокуратуры РФ в Федеральных округах) Издавая правовые акты, Генеральный прокурор так же ставит перед прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в базовом Законе о прокуратуре. В этой связи можно назвать приказы Генерального прокурора от 01 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»13, от 05 июня 2003 г. № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе»14, от 2 декабря 2003 г.№ 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»15, от 15 января 2003 г. № 30 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации»16 и другие.
Прокуроры областного и районного звена руководствуются также приказами и указаниями прокуроров субъектов РФ, издаваемыми ими в процессе оперативного управления органами прокуратуры.
Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права. Эти нормы права служат:
целевому назначению прокуратуры - регулированию устройства ее органов и прокурорского надзора как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности17.
Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу, а также специальное назначение.
Иногда возникает конкуренция норм Закона о прокуратуре и процессуального законодательства. В таких случаях, если полномочия прокурора предусмотрены каким-либо процессуальным законом, то следует руководствоваться и ссылаться в соответствующих актах прокурорского реагирования на этот закон. Например, Закон о прокуратуре (ст. 36) предусматривает полномочия суда по уголовным делам, в то же время эти полномочия предусмотрены и в УПК (ст. 325). Когда прокурор приносит кассационный или частный протест, он должен руководствоваться ст. 325 УПК. Если же конкуренции норм нет, прокурор обязан руководствоваться соответствующими нормами Закона о прокуратуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г. - № 7.
1.2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2201-01-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ( в ред. от 21.11.011, изм. и доп. вст в силу с 08.02.2012)//СЗ РФ.-1995.- № 47.-Ст.4472.
1.3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40- ФЗ « Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 4-ФЗ от 10.01.2003 г.)//СЗ РФ .-1995.- № 15.-Ст.1269.
1.4. Федеральный закон от 12.08.1995 №
114-ФЗ «Об оперативно-
1.5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 06.12.2011) // Рос. газ.- 08.02.2011.-№ 25.
1.6.Уголовно-процессуальный
1.7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2011 № 195 ФЗ (в ред. от 01.03.2012)// СЗ РФ.-2002.-№ 1(ч.1).-Ст.1.
1.9. Арбитражно- процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95 –ФЗ ( в ред. от 08.12.2012 , с изм. и доп. вст в силу 01.01.2012) // СЗ РФ.-2002.-№ 30.- Ст.3012.
Информация о работе Правовые основы деятельности прокуратуры РФ