15) повышение уровня оплаты труда
и социальной защищенности государственных
и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества
и развитие эффективных форм
сотрудничества с правоохранительными
органами и со специальными службами,
с подразделениями финансовой разведки
и другими компетентными органами иностранных
государств и международными организациями
в области противодействия коррупции
и розыска, конфискации и репатриации
имущества, полученного коррупционным
путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением
вопросов, содержащихся в обращениях
граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных
органов саморегулируемым организациям,
а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных
и муниципальных служащих с
одновременным привлечением на
государственную и муниципальную
службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления
и их должностных лиц за
непринятие мер по устранению
причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных
органов и их работников, которые должны
быть отражены в административных и должностных
регламентах.
Статья 8. Обязанность государственных
и муниципальных служащих представлять
сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера.
1. Гражданин, претендующий на замещение
должности государственной или
муниципальной службы, включенной
в перечень, установленный нормативными
правовыми актами Российской
Федерации, а также служащий, замещающий
должность государственной или муниципальной
службы, включенную в перечень, установленный
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, обязаны представлять представителю
нанимателя (работодателю) сведения о
своих доходах, имуществе и обязательствах
имущественного характера и о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей. Порядок представления указанных
сведений устанавливается федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера, представляемые государственными
и муниципальными служащими в
соответствии с настоящей статьей,
являются сведениями конфиденциального
характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям,
составляющим государственную тайну.
3. Не допускается использование
сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера государственного или
муниципального служащего, его супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей для установления
либо определения его платежеспособности
и платежеспособности его супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей, для сбора
в прямой или косвенной форме пожертвований
(взносов) в фонды общественных объединений
либо религиозных или иных организаций,
а также в пользу физических лиц.
4. Лица, виновные в разглашении
сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера государственного или
муниципального служащего, его супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих
сведений в целях, не предусмотренных
федеральными законами, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
5. Сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера государственных и муниципальных служащих
могут предоставляться для опубликования
средствам массовой информации в порядке,
определяемом нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
6. Проверка достоверности и полноты
указанных в части 1 настоящей
статьи сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера
государственного или муниципального
служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей осуществляется представителем
нанимателя (руководителем) или лицом,
которому такие полномочия предоставлены
представителем нанимателя (руководителем),
самостоятельно или путем направления
в порядке, устанавливаемом Президентом
Российской Федерации, запроса в правоохранительные
органы или государственные органы, осуществляющие
контрольные функции, об имеющихся у них
данных о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера государственного
или муниципального служащего, его супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей.
7. Непредставление гражданином
при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю
нанимателя (работодателю) сведений о
своих доходах, имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей либо представление заведомо недостоверных
или неполных сведений является основанием
для отказа в приеме указанного гражданина
на государственную или муниципальную
службу.
8. Невыполнение государственным
или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей
статьи, является правонарушением, влекущим
освобождение государственного или муниципального
служащего от замещаемой должности государственной
или муниципальной службы либо привлечение
его к иным видам дисциплинарной ответственности
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
9. Федеральными законами о видах
государственной службы, а также
о муниципальной службе для
государственного или муниципального
служащего могут устанавливаться
более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила
служебного поведения.
Статья 9. Обязанность государственных
и муниципальных служащих уведомлять
об обращениях в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений.
1. Государственный или муниципальный
служащий обязан уведомлять представителя нанимателя
(работодателя), органы прокуратуры или
другие государственные органы обо всех
случаях обращения к нему каких-либо лиц
в целях склонения его к совершению коррупционных
правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений, за исключением
случаев, когда по данным фактам проведена
или проводится проверка, является должностной
(служебной) обязанностью государственного
или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным
служащим должностной (служебной) обязанности,
предусмотренной частью 1 настоящей статьи,
является правонарушением, влекущим его
увольнение с государственной или муниципальной
службы либо привлечение его к иным видам
ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
4. Государственный или муниципальный
служащий, уведомивший представителя
нанимателя (работодателя), органы прокуратуры
или другие государственные органы
о фактах обращения в целях
склонения его к совершению коррупционного правонарушения,
о фактах совершения другими государственными
или муниципальными служащими коррупционных
правонарушений, непредставления сведений
либо представления заведомо недостоверных
или неполных сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера,
находится под защитой государства в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок уведомления представителя
нанимателя (работодателя) о фактах
обращения в целях склонения
государственного или муниципального служащего
к совершению коррупционных правонарушений,
перечень сведений, содержащихся в уведомлениях,
организация проверки этих сведений и
порядок регистрации уведомлений определяются
представителем нанимателя (работодателем).
Статья 10. Конфликт интересов на
государственной и муниципальной службе.
1. Под конфликтом интересов на
государственной или муниципальной
службе в настоящем Федеральном
законе понимается ситуация, при
которой личная заинтересованность
(прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего
влияет или может повлиять на надлежащее
исполнение им должностных (служебных)
обязанностей и при которой возникает
или может возникнуть противоречие между
личной заинтересованностью государственного
или муниципального служащего и правами
и законными интересами граждан, организаций,
общества или государства, способное привести
к причинению вреда правам и законным
интересам граждан, организаций, общества
или государства.
2. Под личной заинтересованностью
государственного или муниципального служащего, которая
влияет или может повлиять на надлежащее
исполнение им должностных (служебных)
обязанностей, понимается возможность
получения государственным или муниципальным
служащим при исполнении должностных
(служебных) обязанностей доходов в виде
денег, ценностей, иного имущества или
услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих
лиц.
Статья 11. Порядок предотвращения
и урегулирования конфликта интересов
на государственной и муниципальной службе.
1. Государственный или муниципальный
служащий обязан принимать меры
по недопущению любой возможности
возникновения конфликта интересов.
2. Государственный или муниципальный
служащий обязан в письменной
форме уведомить своего непосредственного
начальника о возникшем конфликте интересов или
о возможности его возникновения, как
только ему станет об этом известно.
3. Представитель нанимателя, если
ему стало известно о возникновении
у государственного или муниципального
служащего личной заинтересованности,
которая приводит или может привести к
конфликту интересов, обязан принять меры
по предотвращению или урегулированию
конфликта интересов.
4. Предотвращение или урегулирование
конфликта интересов может состоять
в изменении должностного или
служебного положения государственного или муниципального
служащего, являющегося стороной конфликта
интересов, вплоть до его отстранения
от исполнения должностных (служебных)
обязанностей в установленном порядке,
и (или) в отказе его от выгоды, явившейся
причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование
конфликта интересов, стороной которого
является государственный или
муниципальный служащий, осуществляются
путем отвода или самоотвода
государственного или муниципального
служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
6. В случае, если государственный
или муниципальный служащий владеет
ценными бумагами, акциями (долями
участия, паями в уставных (складочных)
капиталах организаций), он обязан
в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие
ему ценные бумаги, акции (доли участия,
паи в уставных (складочных) капиталах
организаций) в доверительное управление
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего
должность государственной или муниципальной
службы, при заключении им трудового договора.
1. Гражданин, замещавший должности
государственной или муниципальной
службы, перечень которых устанавливается
нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух
лет после увольнения с государственной
или муниципальной службы имеет право
замещать должности в коммерческих и некоммерческих
организациях, если отдельные функции
государственного управления данными
организациями входили в должностные
(служебные) обязанности государственного
или муниципального служащего, с согласия
соответствующей комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению государственных
гражданских служащих Российской Федерации
и урегулированию конфликта интересов,
которое дается в порядке, устанавливаемом
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
2. Гражданин, замещавший должности
государственной или муниципальной
службы, перечень которых устанавливается
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, в течение двух лет после
увольнения с государственной или муниципальной
службы обязан при заключении трудовых
договоров сообщать представителю нанимателя
(работодателю) сведения о последнем месте
своей службы.
3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых
устанавливается нормативными правовыми
актами Российской Федерации, после увольнения
с государственной или муниципальной
службы требования, предусмотренного
частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение
трудового договора, заключенного с указанным
гражданином.
4. Работодатель при заключении
трудового договора с гражданином,
замещавшим должности государственной
или муниципальной службы, перечень
которых устанавливается нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
в течение двух лет после его увольнения
с государственной или муниципальной
службы обязан в десятидневный срок сообщать
о заключении такого договора представителю
нанимателя (работодателю) государственного
или муниципального служащего по последнему
месту его службы в порядке, устанавливаемом
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
5. Неисполнение работодателем обязанности,
установленной частью 4 настоящей
статьи, является правонарушением
и влечет ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность
физических лиц за коррупционные правонарушения.
1. Граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица
без гражданства за совершение
коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,
гражданско-правовую и дисциплинарную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.