Правовые отношения, как элемент механизма правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена важностью той роли, которую играет правовое регулирование в жизни общества и самой сущностью правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, имеет свои обусловленные собственной спецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовому регулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многих общественных отношениях. Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование, являющееся элементом механизма правового регулирования общественных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Механизм правового регулирования 5
1.1. Механизм правового регулирования, его элементы 5
1.2. Стадии действия механизма правового регулирования 7
Глава2. Правовые отношения, как элемент механизма правового регулирования 13
2.1. Правовые отношения: понятие, виды 13
2.2. Содержание правовых отношений 18
2.3. Структура правовых отношений, субъекты правовых отношений 21
2.4. Правоотношение в механизме правового регулирования 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тгп.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

План

 

Введение 3

Глава1. Механизм правового регулирования 5

1.1. Механизм правового регулирования, его элементы 5

1.2. Стадии действия механизма правового регулирования 7

Глава2.  Правовые отношения, как элемент механизма правового регулирования 13

2.1. Правовые отношения: понятие, виды 13

2.2. Содержание правовых отношений 18

2.3. Структура правовых отношений, субъекты правовых отношений 21

2.4. Правоотношение в механизме правового регулирования 24

Заключение 28

Список используемой литературы 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы обусловлена важностью той роли, которую играет правовое регулирование  в жизни общества и самой сущностью  правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный  вид общественных отношений, имеет  свои обусловленные собственной  спецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовому регулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многих общественных отношениях. Понятие "правоотношение" является одной из важнейших категорий  общей теории права. Это связано  с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового  механизма, в котором право смыкается  с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отношение  складывается как весьма сложное  правовое образование, являющееся элементом  механизма правового регулирования  общественных отношений. Теория правоотношений была подробно разработана ещё римскими юристами и с тех пор не претерпела сколько-нибудь значительных изменений. Она базируется на гражданско-правовых, имущественных, договорных отношениях с четко обозначенными сторонами  и жесткими взаимными обязательствами. Однако с развитием общества и  общественных отношений возникает  необходимость пересмотреть, дополнить, сделать более гибким механизм правового  регулирования, с тем, чтобы можно  было с его помощью упорядочивать  общественные отношения более общего и более высокого уровня. С учетом этих обстоятельств и был осуществлен  выбор темы курсовой работы. Объектом данного исследования является механизм правового регулирования, а предметом  – правоотношение как элемент механизма правового регулирования. Целью данной работы является рассмотрение механизма действия правового регулирования и выявление путем сопоставления различных точек зрения, высказанных в литературе, места правоотношения в этом механизме.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач:

·   проанализировать понятия правового регулирования и правоотношения;

·   изучить способы и механизм правового регулирования;

·   рассмотреть содержание правоотношения;

·   выявить структуру правоотношений;

·   дать характеристику места правоотношения в механизме правового регулирования.

Методологическую основу исследования составил метод диалектического  материализма. Наряду с этим применялись  такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения  научного материала и практического  опыта.

Структура работы обусловлена  предметом, целью и задачами исследования и представляет собой три раздела, посвященных анализу понятия  правового регулирования, способов и механизма правового регулирования, понятия правоотношения и характеристике правоотношения как элемента механизма  правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Механизм правового регулирования

1.1. Механизм правового регулирования,  его элементы

 

Успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию  общественных отношений предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом, при помощи которых осуществляется правовое регулировании. Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. Правовое регулирование - целенаправленное воздействие права на общественные отношения через систему правовых средств. Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой их которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. Правовое регулирование включает в себя следующие стадии: 1.      издание нормы права и её общее воздействие(регламентация общественных отношений); 2.      возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 3.      реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения; 4.      применение права. В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют четыре основных элемента его механизма: А) Норма права; Б) Правоотношение; В) Акты реализации прав и обязанностей; Г) Акты применения права. В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования. Простое регулирование – это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен. Сложное регулирование – это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права. Однако независимо от того, каков процесс правового регулирования – простой или сложный, цель у него всегда одна: упрочить определенным образом общественные отношения, содействовать их развитию, так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан. Метод правового регулирования – это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. Различают: 1.      авторитарный метод (субординация, подчинение) – централизованное регулирование «сверху донизу» не властных императивных началах; 2.      автономный метод (координации, равноправия) – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как правомерные стороны. Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения права на отрасли.   Единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования  подразделяется на три компонента: 1. механизм правотворчества 2. механизм реализации норм права 3. механизм государственного принуждения1.

1.2. Стадии действия механизма правового регулирования

 

 Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования – правотворчестве, право реализации или применении юридической ответственности – характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Механизм правотворчества имеет своим объектом систему общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектом выступает прежде всего государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем играют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенствованию норм права формируется система норм права, которая более или менее адекватно отражает систему общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе. Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права. Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостною и не противоречивую систему. В ней неукоснительно действует принцип, согласно которому акты, принимаемые правотворческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние же находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое – систему права, основными элементами которой выступают гражданское, трудовое, административное, финансовое, уголовное, земельное и другие отрасли права. Итак, совокупность правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, понимается как механизм правового регулирования  Структура механизма правового регулирования Потребность в различных правовых средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения. Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования:

1. норма права;

2. юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом ,как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

 3. правоотношение;

 4. акты реализации прав и обязанностей;

5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.2 Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет посредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют опреративно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: 1. соблюдении; 2.исполнении; 3. использовании. При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению. При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы конрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п. При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите. Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.  Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения. Эффективность  правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие. Совершенствование правотворчества нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования. Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворению интересов. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности то, правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразия каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводит к сбоям в реализации права и снижении правового эффекта». Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на управление законности и правопорядка.

 

 

 

 

 

 

Глава2. Правовые отношения, как элемент механизма правового регулирования

2.1. Правовые отношения: понятие,  виды

 

Правоотношение — это урегулированное нормами права и охраняемое государством общественное отношение, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Между субъектами общественной жизни существуют различные общественные отношения3. Будучи урегулированными нормами права, они приобретают правовую форму, становясь правоотношениями. Правоотношения обладают следующими признаками: 1) это всегда общественное отношение, обозначающее собой конкретную социальную связь между субъектами; 2) это отношение, как правило, на основе норм права, хотя возможно возникновение правоотношений и помимо юридических норм; 3) это связь между сторонами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это всегда волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля его участников; воля может присутствовать со стороны всех участников или одного; 5) это отношение, охраняемое государством, обеспеченное его принудительной силой. Правоотношения занимают важное место в механизме правового регулирования, они переводят идеальную модель общественных отношений, содержащуюся в норме права, в наличное бытие у конкретных субъектов конкретных прав и обязанностей. Правоотношение представляет собой совокупность ряда элементов, образующих его структуру (состав): это субъект, объект и содержание. Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает правоотношение, то на что направлены права и обязанности участников правоотношений. Выделяют два основных подхода к объекту: монистический и плюралистический. С точки зрения монистического подхода, объектом правоотношения может выступать только поведение участников.  Плюралистический подход исходит из множественности объектов, к которым относятся: предметы материального мира; продукты духовного творчества; личные нематериальные блага; поведение участников правоотношений; результаты поведения участников правоотношений; документы. Виды правоотношений. В зависимости от критерия правоотношения делятся на различные виды. По функциям права на: 1) Регулятивные правоотношения - это правоотношения, возникающие из правомерных. Содержание правоотношения образуют субъективные права и юридические обязанности сторон. Посредством их осуществляется юридическая связь участников правоотношения. Субъективное право - это мера возможного поведения управомоченной стороны правоотношения.  Субъективное право позволяет управомоченному лицу удовлетворить какой-либо свой интерес. Это возможное поведение, то есть управомоченное лицо может по собственному желанию от него воздержаться. Субъективное права может включать различные правомочия: а) это возможность собственного определённого активного поведения; б) возможность требовать соответствующего поведения от обязанной стороны; в) возможность притязания, то есть обращения за защитой своего нарушенного права к компетентным государственным органам; г) возможность пользоваться каким-либо социальным благом; д) возможность совершать юридические действия. Юридическая обязанность — это мера необходимого поведения обязанной стороны правоотношения. Юр. обязанность является гарантией осуществления субъективного права; не может быть прав, необеспеченных гарантией. Это необходимое поведение, от которого нельзя отказаться. Юр. обязанность имеет три основные формы выражения: а) обязанность совершать определённые активные действия; б) обязанность воздержаться от запрещённых действий; в) обязанность претерпеть меры юридической ответственности. Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени и пространстве процесс. Большинство правоведов выделяют основные элементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в силу, так как на каждой стадии данного процесса как бы "проявляется" определенная совокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функциональной системы, показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме механизма правового регулирования. Различаются две основные стадии правового регулирования - определение правового положения субъектов права и возникновение правоотношений и одна факультативная - правоприменительная. Однако ученый считает, что акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, т. е. деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей, являются содержанием механизма правореализации, а не правовой регуляции.

Так же выделюет четыре взаимосвязанных стадии процесса правового регулирования: регламентация (урегулирование) общественных отношений (деятельности их участников), то есть разработка и принятие юридических норм (правотворчество); возникновение субъективных прав и юридических обязанностей (возникновение правоотношений); реализация норм права, т. е. фактическая реализация лицами своих прав и исполнение обязанностей; применение права (правоприменительная деятельность). Причем четвертая стадия может отсутствовать, осуществляться между первой и второй, второй и третьей стадиями.

В соответствии с этими  стадиями выделяют основополагающие элементы механизма правового регулирования, каковыми являются нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов.

Эти элементы составляют систему  правовых средств воздействия на общественные отношения (деятельность их участников) и составляют специфический  механизм правового регулирования4.

Механизм правового регулирования  представляет собой систему различных  по своей природе и функциям средств, позволяющих достигать цели. Это  свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный набор  различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию; это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью  в единую систему. Применение термина "механизм" неслучайно, так как  юридические средства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, "выстроены" так, чтобы  действовать согласованно, последовательно  и поэтапно. Категория "механизм правового регулирования" призвана показать, как, посредством каких  средств, происходит специально-юридическое  воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

В целом многие ученые выделяют три основных звена механизма  правового регулирования. Это, во-первых, юридические нормы - основа правового  регулирования, когда на уровне позитивного  права закрепляются в абстрактном  виде типизированные возможности и  необходимость определенного поведения  субъектов. Затем - правовые отношения, субъективные права и юридические  обязанности, переводящие при наличии  конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные  возможности и необходимость  на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и  обязанностей, и, следовательно, - переключающих  правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей. Третье звено - акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело).

Информация о работе Правовые отношения, как элемент механизма правового регулирования