Правовые отношения как особый вид общественных отношений: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы углублённо изучить правоотношения как особый вид общественного отношения. Для этого следует выполнить ряд задач:
1) подобрать, изучить и проанализировать источники и литературу по данной проблематике;
2) дать определение понятия «правоотношение» и выявить его существенные признаки;
3) изучить виды субъектов права;
4) дать определение понятия «правовой статус личности» и понять его значение для общества и государства;
4) сделать выводы

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………....3
2.Глава 1…………………………………………………............................5
3.Глава 2…………………………………………………………………...12
4.Глава 3…………………………………………………………………...21
5.Заключение……………………………………………………………...25
6.Библиографический список…………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Субъекты права.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Здесь следует согласиться с Ю.И. Гревцовым, который считает, что конструкция абсолютного и общего правоотношений не отвечает такому признаку правоотношений, как взаимодействие субъектов, а введение в юридическую науку концепций абсолютного и общерегулятивного правоотношений сегодня начинает основательно препятствовать более глубокому познанию проблемы осуществления права4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Субъекты права и субъекты правоотношений: понятие, состав, виды.

           Приступая к рассмотрению вопроса о субъекте права, необходимо прежде всего отметить, что наряду с понятием субъекта права прибегают к понятию субъекта правоотношения. Обычно многие авторы, употребляя одновременно оба термина, не разъясняют, почему они считают нужным поступать таким образом, и не говорят, находят ли они эти термины равнозначными или имеющими различное значение.

Между тем необходимо достигнуть полной точности в терминологии. С.Ф. Кечекьян не находит нужным различать понятия субъекта права и субъекта правоотношения. Он пишет, что становясь обладателем определенных прав, лицо только реализует ту способность, которая ему была присуща и раньше, и не приобретает никаких новых качеств, кроме тех, которые целиком связаны с содержанием приобретаемых им прав и возлагаемых на него обязанностей. Исходя из этого, следует признавать, что достаточно одного термина «субъекта права» для обозначения как лица, способного стать носителем прав и обязанностей, так и лица, уже участвующего в правоотношении5.

Вместе с тем, Е.А. Флейщиц считает, что каждое их них имеет известный смысловой оттенок. Субъект права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е лицо, потенциально способное быть участником правоотношений. А субъект правоотношения – это реальный участник данных правовых отношений6. Вряд ли целесообразно применять сходные наименования для различных понятий. Отграничивая понятие участника правоотношения как более узкое и конкретное, подчиненное по отношению к понятию субъекта права, нужно указать ту основную характеристику, которая предопределяет возможность выступления субъекта права в качестве участника правоотношения. Поэтому данные понятия стоит различать.

Для понятия субъекта права характерны следующие два основных признака.

Во-первых, субъекты права – это лица, участники общественных отношений (индивиды, организации, общественные образования), которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонофикация (выступление в виде единого лица – «персоны»); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю.

Во-вторых, субъекты права – это такие лица, которые приобрели свойство субъекта права в силу норм права. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований, как субъектов права.

Содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами субъектами права, состоит в том, что лица обладают способностями быть носителями юридических прав и обязанностей. И эта способность (свойство) называется правосубъектностью.

Рассматривая правосубъектность применительно к индивидам, в ней следует различать три составные части: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Будучи предпосылкой конкретных правоотношений, правосубъектность «сама» является особым субъективным правом, входящим в состав общерегулятивных правоотношений. Правосубъектности как субъективному праву противостоят определенные юридические обязанности. Поскольку лицо наделено правосубъектностью, оно тем самым ставится в специфическое отношение ко всем субъектам. В силу этого лицу принадлежит правомочие требовать известного поведения и от других лиц, а именно: признания его субъектом права, воздержания от любых действий, которые могут нарушить правосубъектность, умалить или нарушить её. Государственные органы обязаны обеспечить все необходимое для беспрепятственного и полного осуществления правосубъектности.

С.Н. Братусь писал о том, что правоспособность – это право быть субъектом прав и обязанностей 7. По мнению А.В. Мицкевича правоспособность заключается в том, что субъект права обладает некоторыми общими правами, неотделимыми от него и означающими возможность иметь определенный круг конкретных прав и обязанностей, предусмотренных нормами права для участников данного вида правоотношений. Теория права понимает под понятием правоспособности такую абстрактную способность каждого участника общественных отношений с момента рождения и до момента смерти быть обладателем, носителем прав.

Абстрактной способностью иметь гражданские права и нести обязанности в том или ином объеме обладают все граждане в равной мере с момента рождения и до смерти. Но так дело обстоит только с гражданскими правами и обязанностями. Что же касается иных прав (политических, некоторых социальных, личных и других прав), то распространение на эти права конструкции равной возможности (способности) иметь их всеми субъектами правоотношений требует уточнений. Прежде всего это касается такой характеристики субъекта правоотношений, как объем правоспособности.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать, как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е.А. Флейщиц, бланкетна (т.е предоставляет государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.п.).

«Правоспособность, - писал Н.М. Коркунов, - означает только то, что лицо может иметь известные права,  но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его».

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности. Но в науке, в общей теории, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность,  при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача и др.

Все люди правоспособны, но не в равной мере, не в одинаковом объёме. Это обусловлено прежде всего различием между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию. Разве можно предоставлять одинаковые права ребенку и взрослому, умалишенному и здравомыслящему? Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане и т.д.

В этой связи теория права кроме правоспособности вводит понятие дееспособности, которое также характеризуется своим объёмом. Дееспособность связана с психологическими и возрастными свойствами человека и зависит от них, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств.

Под дееспособностью понимается способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

В полном объёме дееспособность наступает при достижении совершеннолетия. Таким образом, на объём правоспособности и дееспособности влияет возраст, в первую очередь возраст гражданского совершеннолетия, достижение которого делает конкретное лицо дееспособным для совершения различных юридических сделок. Дееспособность означает не только способность к совершению сделок и других правомерных действий, но и способность к совершению правонарушений (деликтоспособноть); у деликвента в последнем случае возникает обязанность возместить причиненный вред.

Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за поступки при совершении преступлений: преступлений, проступков, деликтов (нарушений в гражданско-правовой сфере).

В отношении большинства субъектов права нет необходимости специально выделять деликтоспособность. Если данное лицо обладает правосубъектностью (т.е способностью иметь субъективные права и обязанности, а также их самостоятельно осуществлять), то оно тем самым деликтоспособно.

По степени «общности» все субъекты права могут быть подразделены на три основные группы:

а) физические лица, т.е индивидуальные субъекты;

Индивидуальные субъекты (физические лица) именуются иногда «гражданами». Они образуют основную разновидность индивидуальных субъектов. Однако наряду с гражданами субъектами права являются иностранцы и лица без гражданства, которые тоже относятся к индивидуальным субъектам.

Граждане – это основная, абсолютно преобладающая разновидность индивидуальных субъектов. Правовое положение граждан в обществе характеризуется правовым статусом, отличающимся широтой прав и свобод, их реальностью, материальной обеспеченностью и высоким уровнем государственной защиты.

Демократизм правового статуса граждан выражается и в том, что их правосубъектность по своим исходным, начальным элементам во всех случаях является, безусловно, равной, совершенно одинаковой для всех граждан, без какого бы то ни было исключения. Все граждане наделены равными возможностями обладания юридическими правами и несения юридических обязанностей независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (см. ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Правосубъектность граждан может быть ограничена только по решению специально уполномоченных на то государственных органов и в случаях, особо предусмотренных в законе (например, применение в качестве меры уголовного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Наше законодательство не допускает каких-либо ограничений правосубъектности граждан по соглашению лиц или же по распоряжению не уполномоченных на то организаций. В частности, гражданское законодательство признает недействительными сделки, клонящиеся к ограничению правоспособности или дееспособности.

б) организации, т.е коллективные субъекты;

Обязательной предпосылкой правосубъектности организаций является их персонификация, выраженная в организационном единстве данного коллектива индивидов. Все организации – государственные и общественные имеют внутреннюю структуру; их внутренние подразделения слиты в нераздельное целое. Вот это нераздельное целое, т.е. организация как таковая, и наделяется правосубъектностью.

Правосубъектность органов, выполняющих властные функции государственного руководства, обозначается в юридической науке, законодательстве и на практике специальной категорией – «компетенция».

Компетенция выражает активную административную правосубъектность. Своеобразие компетенции в отличие от гражданской правосубъектности состоит в том, что, во-первых, права и обязанности, составляющие компетенцию, распределяются между подразделениями государственного органа и должностными лицами; во-вторых, в компетенции властные права тесно связаны с обязанностями.

С юридической стороны главное в компетенции составляют властные права государственных органов – права на активные юридически значимые действия. Они заключаются в предоставленной государственному органу возможности своими односторонними действиями (актами) порождать, изменять или прекращать конкретные правоотношения.

в) общественные образования, т.е персонофицированные подразделения общества в целом (государство, административно- территориальные единицы и др.).

Общественные образования – это персонифицированные подразделения общества в целом. В отличие от организаций они представляют собой не коллективы людей, а внешнее, организационно-юридическое выражение социальных общностей в целом. В общественных образованиях – качественно иная (более высокая), нежели в организациях, общность людей. Именно это позволяет социальным образованиям выступать от имени социальной общности в целом – народа, нации, народности 8.

Специфическая черта, характеризующая правосубъектность государства, состоит в том, что оно всегда остается субъектом политической системы общества. Вот почему даже в гражданских правоотношениях государство как особый субъект права может проявить свои властные политические функции.

Среди отношений, в которых социалистическое государство выступает как таковое (межгосударственные отношения, некоторые имущественные и др.), необходимо выделить отношения, непосредственно выражающие начала государственного суверенитета. Это отношения государственной собственности, гражданства, уголовно-правовые охранительные отношения и др.

Вместе с тем, оставаясь во всех случаях субъектом политической власти, государство как субъект права выражает волю и интересы народа, действует на основе и в пределах конституции, закона.

Граждане - самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни. 
Правовое положение граждан России в целом характеризуется наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. 
В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваютсяправосудием.  
     Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов, демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. 
Конституция России устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом. 
В России коллективные субъекты права имеют обширную классификацию.

Информация о работе Правовые отношения как особый вид общественных отношений: понятие, признаки, виды