Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:58, курсовая работа
Выбирая данную тему для курсовой работы, я руководствовалась важностью этой темы во всех отраслях права, и эта значимость не случайна. Отношение возникающие между членами общества называются общественными отношениями и регулируются разнообразными социальными нормами. Те общественные отношения, которые регулируются юридическими нормами, называются правоотношения.
1. Введение
2. Понятие правоотношений
2.1 Субъекты правоотношений
2.2 Субъективные права и обязанности сторон правоотношения
2.3 Объекты правоотношения
2.4 Реальное поведение сторон правоотношения
3. Виды правоотношений
4. Содержание правовых отношений
5. Приложения
6. Заключение
Литература
Разграничения правоспособности и дееспособности в отношении личности характерно для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (статья 16-37 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность по достижении определенного возраста (полная – с 18 лет, а частичная несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одновременно. Это значит, что в трудовых, семейных, административных и других отношениях правосубъектность признается наступившей в полном объеме для граждан при достижении определенного возраста, а для организаций – с момента их образования.
Субъектами многообразных правоотношений, как отмечалось, могут быть физические лица и организации, а также социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив), государство в целом.
-9-
Все физические лица обладают одинаковой правосубъектностью в смысле условий ее возникновения и способности осуществлять субъективные права и обязанности. Однако это не значит, что различные категории физических лиц обладают одинаковым правовым статусом. Так, иностранные граждане и лица без гражданства во всех странах в разной степени, но ограничиваются в некоторых правах: они не имеют избирательных прав, на них не распространяется воинская обязанность, они не вправе занимать определенные должности в государственном аппарате.
Исходя из это. Не редко допускаются теоритически необоснованные утверждения и даже принимаются правовые нормы, предполагающие возможность ограничения дееспособности. Однако дееспособность как неотъемлемое качество личности ограничивать не возможно. Это качество либо есть, либо его нет. И государство в лице его компетентных органов и в строгом соответствии с законом либо признает, либо не признает его. Так. Гражданин, который в следствие душевной болезни или слабоумия не в состоянии принимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. От имени лица, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если же основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным и опека над ним отменяется (статья 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В этом смысле обоснованы правовые нормы, устанавливающие недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности (статья 21 Гражданского кодекса Республики Беларусь), и в тоже время не понятны оговорки согласно которым ограничения дееспособности все же допускаются. Например в отношении лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Впрочем, из анализа содержания предусматривающей такое ограничения статья 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь вытекает, что речь, по сути, идет не об ограничении дееспособности, а о признании лица частично дееспособным, что вполне соответствует рассматриваемой концепции правосубъктности.
-10-
Не меньшие сомнения вызывает трактовка содержания гражданской правоспособности путем перечисления гражданских прав, при чем в виде не закрытого перечня (статья 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В данном случае происходит смешение способности правообладания с гражданским правовым статусом, то есть совершенно различных по своему юридическому смыслу понятий и правовых категорий.
Государственная организация как субъекты права подразделяются на две основных группы.
Первая группа государственных организаций – это органы государства, выполняющие властные функции законотворчества, управления, правосудия, контроля и надзора. Такого рода функции предопределяют их специальную правосубъектность и соответствующий правовой статус. Органы государства как субъекты права являются участниками конституционных, административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных и иных правоотношений. Только прямо указанные в законе властные права и обязанности составляют их правовой статус. Выход государственных органов при осуществлении ими своих функций за пределы соответствующих правовых неправомерен. Должностные лица органов управления, депутаты законодательных органов, судья также обладают определенными правовыми статусами и реализуют свою правосубъектность только в их пределах.
Вторую группу государственных организаций – это предприятия и учреждения, занимающиеся хозяйственной, финансовой, социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Предприятия строят свою деятельность на основе самоокупаемости и являются субъектами имущественных, финансовых, трудовых правоотношений. Учреждения финансируются в основном из бюджета, чем и обусловлена специфика имущественных, финансовых, трудовых и иных правоотношений, в которые они вступают.
Субъектами права являются и общественные организации, то есть различные общественные формирования – общественные объединения, органы территориального, общественного самоуправления, другие органы общественности.
-11-
Общественные объединения – это добровольные формирования граждан, которые они создают на основе общности интересов для совместной реализации экономических, политических, социальных, профессиональных и иных прав и свобод. Порядок образования и деятельности общественных объединений, их права и обязанности определяются специальными законами, в том числе законами о политических партиях, профессиональных союзах, религиозных организациях. Общественные объединения подлежат государственной регистрации. За соответствием их деятельности действующему законодательству осуществляется государственный контроль. Общественные объединения, их должностные лица и отдельные члены за нарушения законодательства несут юридическую ответственность в соответствии законом.
Органы территориального общественного самоуправления, органы общественной самодеятельности также действуют в пределах, установленных законодательством, и, следовательно, в форме правоотношений.
Социальные общности являются субъектами правоотношений в особо предусмотренных законодательством случаях. Народ, нация реализуют свои права, в частности, путем выборов представительных органов, всенародного голосования. Профессиональные группы, трудовые коллективы участвуют в правоотношениях, связанных с обеспечением их социальных и трудовых прав, определяемых как соответствующим законодательством, так и нормативными соглашениями.
Государство в целом выступает в качестве субъекта международных, конституционных, финансовых, имущественных правоотношений. Речь идет об отношениях, основных на международных договорах, в том числе связанных с формированиям и функционированием федеративных, конфедеративных и иных государственных образований, на законодательстве о проведении выборов государственных органов и референдумов, о выпуске государственных займов, организации денежно-вещевых лотерей о праве собственности на предусмотренные законом объекты, на бесхозное имущество, наклады и другое.
Государственные и общественные организации, организации физических лиц
-12-
могут выступать в качестве особых субъектов права – юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс.
Правосубъектность юридического лица возникает в момент его сознания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которое производится в порядке, определяемом законодательством. Данные государственной регистрации включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Ликвидация юридического лица производится в строгом соответствии с законом и считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившем существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (статья 44 – 62 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Возможность выступления различных организаций в качестве юридических лиц, то есть субъектов гражданско-правовых, имущественных правоотношений, в условиях формирования цивилизованного рынка приобретает особое значение и предполагает необходимость постоянного совершенствования их правового статуса.
2.2 Субъективные права и обязанности сторон правоотношения
Одним из основных признаков правоотношений, как отмечалось выше, является наличие у его сторон взаимных субъективных юридических прав и обязанностей. Субъективные права и обязанности не относятся к объективному праву и не должны отождествляться с закрепленными в правовых нормах статутными правами и обязанностями. Они представляют собой конкретизацию, индивидуализацию статутных прав и обязанностей, то есть превращения предусмотренных объективным правом социальных
-13-
возможностей в конкретную реальность в результате наступления определенных условий.
Иными словами, субъективные права и обязанности служат юридическим средством удовлетворения разнообразнейших личных потребностей и запросов, правовым выражениям индивидуального многообразия социальной свободы. В этом и состоит их правовое назначение и социальная ценность.
Субъективное право включает четыре возможности субъекта правоотношения: вести себя определенным образом; требовать соответствующего поведения от других лиц; пользоваться определенным социальным благом; обращаться в случае необходимости к компетентным органом государства за защитой в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным.
При указанном подходе к проблеме происходит фактическое отождествление субъективного и статутного права. Это обусловлено, видимо, те, что на всех этапах своего существования права и обязанности рассматриваются как субъективные и не отмечается превращение при определенных условиях статутных (общих для всех) прав и обязанностей в субъективные (индивидуализированные, личные). Проявляется это в критике «узкоотраслевого» подхода к понятию субъективного права как явления всегда конкретного. Субъективными предлагается считать также права, закрепленные в нормативных правовых актах и распространяющиеся на неопределенный круг лиц.
Тем самым присущая
В ряде монографических и учебных изданий упомянутые выше возможности называются правомочиями, или притязаниями, и рассматриваются в
-14-
качестве элементов содержания субъективного права. Но при этом также игнорируется проблема соотношения статутных и субъективных прав и обязанностей. Более того, функциональная роль последних теряет свою определенность, поскольку допускается их отнесение одновременно и к правовому статусу, и к правоотношениям. Ближайшее рассмотрение так называемых правомочий позволяет признать за ними значение самостоятельных субъективных прав, возникающих в пределах соответствующих и реализуемых в особых правоотношениях.
Превращения статутных прав и обязанностей в субъективные, как отмечалось, происходит не само по себе. Государство обусловливает этот переход обстоятельствами объективного и субъективного характера. Для того чтобы конкретное лицо приобрело определенные субъективные права и обязанности, требуется соответствующая жизненная ситуация, а само лицо должно обладать необходимой правосубъектностью. Это в полной мере относится и к тем субъективным правам и обязанностям, которые, как может показаться на первый взгляд, возникают «прямо из закона», «непосредственно из Конституции».
Имеется, правда, обстоятельства, вызывающие впечатления, что конституционные права граждан являются в то же самое время и их субъективными правами. Это связано с тем, что закрепление определенных прав в Конституции сопровождается фактическим осуществлением гражданами этих прав. Таковы, например, личные права и политические свободы граждан.
На первый взгляд, эти субъективные права вытекают непосредственно из закона и не обусловлены юридическими обстоятельствами. Однако такие обстоятельства, играющие роль юридических фактов, все же существуют. Это и гражданство, и правосубъектность, и наличие препятствий к осуществлению конституционного права, и его нарушение.
От законодателя невозможно требовать, чтобы он в правовых нормах, характеризующихся абстрактным единообразием, устанавливал для каждого субъекта права исключительные субъективные права и обязанности. В законе не могут быть учтены все обстоятельства конкретных правоотношений. Поэтому вправе находят свое закрепление лишь общие и
-15-
специальные правовые статусы, устанавливающие равные для соответствующих категорий субъектов права возможности действовать в определенных пределах. Субъективные же права и обязанности возникают в пределах статутных и отражают личную волю субъекта права, характеризуют его уникальное правовое положение.
Например, в статье 49 Конституции закреплено право каждого на образование. Это – статутное право, элемент правового статуса всех граждан страны. Однако в личном, субъективном праве оно реализуется по-разному: одно лицо приобретает и реализует его, получая профессионально-техническое образование, другое приобретает право получить высшее образование в государственном или коммерческом высшем учебном заведении. В этих случаях идет речь именно о субъективных, личных, совершенно конкретных правах, приобретаемых в результате предусмотренных законодательством определенных обстоятельств и реализуемых конкретными лицами в соответствующих правоотношениях.
Исходя из вышеизложенного, субъективные юридические права и обязанности могут быть определены следующим образом.
Информация о работе Правовые отношения: понятие, их виды и содержания