Правовые положения о реорганизации юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:17, реферат

Описание работы

Реорганизация юридического лица является совокупностью правовых процедур, направленных на прекращение или другое изменение положения юридического лица, в результате чего сохраняются основные средства, производственный потенциал и возникает правопреемство.
В результате реорганизации одновременно можно создать одно или несколько новых юридических лиц, а одно или несколько прежних юридических лиц ликвидировать.

Содержание работы

1. Правовые положения о реорганизации юридического лица...….3
1.1 Реорганизация юридического лица (общие положения)........…..…3
1.2 Правовые основы реорганизации………………………………..…..7
1.3 Методы (способы) реорганизации юридических лиц…………..….7
1.4 Типичные причины проведения реорганизации…………………...14
1.5 Документы для проведения реорганизации юридических лиц...…15
1.6 Процедура реорганизации юридического лица………………....….16
1.7 Правопреемство при реорганизации юридических лиц………..….17
1.8 Обеспечение гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации…………………………………………………..……19
2. Задача…………………………………………………………...….21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Правовые положения о реорганизации юридического лица...….3
    1. Реорганизация юридического лица (общие положения)........…..…3
    2. Правовые основы реорганизации………………………………..…..7
    3. Методы (способы) реорганизации юридических лиц…………..….7
    4. Типичные причины проведения реорганизации…………………...14
    5. Документы для проведения реорганизации юридических лиц...…15
    6. Процедура реорганизации юридического лица………………....….16
    7. Правопреемство при реорганизации юридических лиц………..….17
    8. Обеспечение гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации…………………………………………………..……19
  2. Задача…………………………………………………………...….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовые положения о реорганизации юридического лица.

Реорганизация юридического лица является совокупностью правовых процедур, направленных на прекращение или другое изменение положения юридического лица, в результате чего сохраняются основные средства, производственный потенциал и возникает правопреемство.

В результате реорганизации одновременно можно создать одно или несколько новых юридических лиц, а одно или несколько прежних юридических лиц ликвидировать. Исключением являются реорганизация в виде присоединения, когда не создается новое юридическое лицо, и выделение, когда не прекращает своего существования прежняя организация.

Главное отличие от стандартной процедуры ликвидации юридического лица заключается в том, что реорганизация влечет отношения правопреемства.

Реорганизация юридических лиц может быть:

  • добровольной, когда решение принимают участники организации;

  • разрешительной, в случае, если требуется согласие государственных органов;

  • принудительной, когда процедура начинается по решению суда или других компетентных государственных органов.

1.1 Реорганизация юридического лица (общие положения).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Иные (кроме решения учредителей (участников) либо органа юридического лица) основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами.

Законодатель, в специально установленных законами случаях, указывает на наличие возможности осуществления реорганизации юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ).

Согласно статье 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.

Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

если это ведет к развитию конкуренции;

возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

И в случае, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Кроме того, законодатель не исключает случаи (если таковые будут установлены законами), когда реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена исключительно лишь с согласия уполномоченных государственных органов (пункт 3 статьи 57 ГК РФ).

В соответствии со статьей 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 000 000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Пунктом 2 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа (пункт 8 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Таким образом, непредставление в регистрирующий орган предварительного согласия антимонопольного органа при реорганизации юридического лица (слияние, присоединение), суммарная балансовая стоимость активов которого по последнему балансу превышает 30 000 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), является основанием для отказа в государственной регистрации реорганизации юридического лица. В данном случае заявление считается непредставленным, так как не соблюден порядок реорганизации юридического лица (Письмо ФНС Российской Федерации от 27 мая 2005 года №ЧД-6-09/440 «О реорганизации юридических лиц»).

 

 

    1. Правовые основы реорганизации.

В статье рассматриваются основы реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (юридических лиц) (далее общество). Общие правила предусмотренные для обществ с ограниченной ответственностью применяются к обществам с дополнительной ответственностью.

Напомним, что реорганизация действующего юридического лица является вторым способом создания юридического лица. Первым, как известно, является учреждение нового юридического лица.

Реорганизация, применительно к теме настоящей статьи — это способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц.

Общество с ограниченной ответственностью (юридическое лицо) может быть преобразовано в следующие организационно-правовые формы:

- в акционерное общество,

- в общество с дополнительной  ответственностью,

- в производственный кооператив (статья 56 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах  с ограниченной ответственностью» (далее Закон об обществах с  ограниченной ответственностью).

 

1.3 Методы (способы) реорганизации юридических лиц.

 

На основании статьи 57 ГК РФ можно использовать пять форм реорганизации юридического лица.

  1. Слияние – это создание нового юридического лица через слияние двух или более существующих. При этом на вновь созданную организацию полностью возлагается ответственность правопреемника, в том числе по обязательствам. В случае слияния происходит устранение (ликвидация) одного или нескольких организаций.

  1. Присоединение – это ряд правовых процедур, в результате которых одно или более юридических лиц прекращают свою деятельность, а их права и обязанности полностью передаются организации, которая начала свою деятельность до проведения реорганизации. Следовательно, при присоединении новые юридические лица не создаются, но подлежит ликвидации одна или несколько из прежде существовавших.

  1. Разделение – это процедура разделения одного юридического лица на два или более. При таком способе реорганизации образуются и регистрируются новые юридические лица в числе не менее двух. Реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, а все права и обязанности переходят к новым организациям.

  1. Выделение – это правовая процедура, в результате которой из состава одного юридического лица выделяется одна или больше новых организаций. Фактически происходит образование и регистрация одного или нескольких юридических лиц, а прежняя организация не прекращает своей деятельности.

  1. Преобразование – это одновременное прекращение деятельности одного и создание нового юридического лица с другой организационно-правовой формой, на которое полностью возлагаются обязанности и ответственность правопреемника. Таким образом, преобразование можно рассматривать как способ изменения организационно-правовой формы существующего юридического лица.

Слияние обществ.

Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Передача прав и обязанностей обществ, прекращающих свое существование, создаваемому обществу оформляется документально — передаточным актом (пункт 1 статьи 52 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Передача происходит в полном объеме, включая активы и пассивы:

- денежные средства,

- имущество,

- обязательства (с учетом обязательств  по уплате налогов),

- капитал,

- резервы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемых обществ.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. В соответствии со статьей 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью решение вопросов реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно.

Договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния, является наряду с его уставом его учредительным документом и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и статьей 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью к учредительному договору (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №90 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии.

Информация о работе Правовые положения о реорганизации юридического лица