Правовые семьи современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом[1]. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии – выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1. Романо-германская правовая система………………………………….
2. Англо-американская правовая система………………………………….
3. Семья социалистического права…………………………………………
4. Семья религиозно-традиционного права………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

   Мусульманское право  – это система норм, выраженных  в религиозной форме и основанных  на мусульманской религии –  исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло  от Аллаха, который в определенный  момент истории открыл его  человеку через своего пророка  Мухаммеда. Оно охватывает все  сферы социальной жизни, а не  только те, которые подлежат правовому  регулированию. Право Аллаха дано  человеку раз и навсегда, но  божественные открытия нуждаются  в разъяснениях и толкованиях.  Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, – это религия закона. Мусульманское право имеет четыре источника:

1) Коран – священная  книга ислама;

2) сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога;

3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;

4) кийас, или суждение по аналогии.

 

    К чертам мусульманского  права относятся: архаичность  ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н. э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

   Индусское право  составляет вторую систему религиозно-традиционной  семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.

     Одним из  основных убеждений индуизма  является то, что люди разделены  с момента рождения на социальные  иерархические категории, каждая  из которых имеет свою систему  прав и обязанностей и даже  морали. Оправдание кастовой структуры  общества – основа философской,  религиозной и социальной системы  индуизма.

    При этом каждый  человек должен вести себя  так, как это предписано социальной  касте, к которой он принадлежит.  В качестве регулятора поведения  допускается обычай. Позитивное  индусское право является обычным  правом, в котором в той или  иной мере преобладает религиозная  доктрина. Она определяет нормы  поведения, в соответствии с  ней изменяются или толкуются  обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.  Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права».

     Семейное и  наследственное право и другие  обычаи не претерпели изменений.  К 1864 г. накопились судебные  прецеденты. Однако правило прецедента  осталось далеко от традиций  индусского права. Многие его  институты и нормы подвергались  модификации и даже были заменены  новыми, но полного вытеснения  индусского права не произошло.  Сложилось нечто вроде «англо-индусского  права», т.е. индусское право сохранило  свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

      Конституция  1950 г. отвергла систему каст  и запретила дискриминацию по  мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла  своего рода революция. Однако  новый Основной закон применяется  только к индусам, а не ко  всем гражданам Индии. Верность  традициям прослеживается сквозь  все трансформации, вековые корни,  связанные с религией, дает о  себе знать.

    Есть свои особенности  у систем китайского и японского  права. Они также получили освещение  в книге Р. Давида. Здесь же  остается подчеркнуть, что все  традиционные системы испытывают  воздействие правовых систем  Запада, хотя и сохраняют национальное  своеобразие.

 

 

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1993.- 246с.
  3. Общая теория права: Учеб. пособие для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.
  4. Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В.В. Маклаков. - М.: Москов. юридич. ин-т, 1992.- 285с.
  5. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М: Изд-во БЕК, 1995.- 336с.
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: ИПП “Отечество”, 1993.- 344с.

Информация о работе Правовые семьи современности