Мусульманское право
– это система норм, выраженных
в религиозной форме и основанных
на мусульманской религии –
исламе. Ислам исходит из того,
что существующее право произошло
от Аллаха, который в определенный
момент истории открыл его
человеку через своего пророка
Мухаммеда. Оно охватывает все
сферы социальной жизни, а не
только те, которые подлежат правовому
регулированию. Право Аллаха дано
человеку раз и навсегда, но
божественные открытия нуждаются
в разъяснениях и толкованиях.
Ислам – самая молодая из трех мировых
религий, но имеет очень широкое распространение.
Эта религия содержит, во-первых, теологию,
которая устанавливает догмы и уточняет,
во что мусульманин должен верить; во-вторых,
шар, или шариат, т.е. предписания верующим:
что они должны делать и чего не должны.
Шариат в переводе на русский язык означает
«путь следования» и составляет то, что
называется мусульманским правом. Это
право указывает, как мусульманин должен
вести себя, не различая, однако, обязательств
по отношению к себе подобным и по отношению
к Богу. Иными словами, шариат основан
на идее обязанностей, возложенных на
человека, а не на правах, которые он может
иметь. Последствием невыполнения обязанностей
является грех того, кто их нарушает, поэтому
мусульманское право не уделяет много
внимания санкциям, установленным самими
нормами. Оно регулирует отношения только
между мусульманами. В исламе господствует
концепция теократического общества,
в котором государство выполняет роль
служителя религии. Ислам по своей сущности,
как и иудаизм, – это религия закона. Мусульманское
право имеет четыре источника:
1) Коран – священная
книга ислама;
2) сунну, или традиции,
связанные с посланцем Бога;
3) иджму, или единое соглашение
мусульманского общества;
4) кийас, или суждение по аналогии.
К чертам мусульманского
права относятся: архаичность
ряда институтов, казуистичность и
отсутствие систематизации. Это право
церкви, право общины верующих. Обычаи
не входят в мусульманское право и никогда
не рассматривались как его источник.
В правовой действительности широко используются
соглашения, которые могут вносить существенные
изменения в нормы мусульманского права,
но не считаются обязательными. Развитие
этой системы права прекратилось в X в. н.
э., когда отпала возможность его толкования.
Для приспособления мусульманского права
к современной действительности используются
способы, находящиеся как бы вне мусульманского
права: соглашения, законодательство,
обычаи, не противоречащие ему. В странах
мусульманского права существовал и существует
дуализм судебной организации: наряду
со специальными религиозными судами
(кади) всегда функционировали и другие
типы судов, применявшие примитивные обычаи
или законодательные акты (регламенты)
власти.
Индусское право
составляет вторую систему религиозно-традиционной
семьи и относится к древнейшим
в мире. Это не право Индии, а право общины,
которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре
и Малайзии, а также в странах на восточном
побережье Африки, преимущественно в Танзании,
Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как
и ислам, индуизм обязывает своих последователей
помимо принятия на веру определенных
религиозных догм и к определенному миропониманию.
Одним из
основных убеждений индуизма
является то, что люди разделены
с момента рождения на социальные
иерархические категории, каждая
из которых имеет свою систему
прав и обязанностей и даже
морали. Оправдание кастовой структуры
общества – основа философской,
религиозной и социальной системы
индуизма.
При этом каждый
человек должен вести себя
так, как это предписано социальной
касте, к которой он принадлежит.
В качестве регулятора поведения
допускается обычай. Позитивное
индусское право является обычным
правом, в котором в той или
иной мере преобладает религиозная
доктрина. Она определяет нормы
поведения, в соответствии с
ней изменяются или толкуются
обычаи. Обычаи весьма разнообразны.
Каждая каста или подкаста следует
своим собственным обычаям. Собрание касты
голосованием разрешает в местном масштабе
все споры, опираясь при этом на общественное
мнение. Оно располагает и эффективными
средствами принуждения. Наиболее строгим
наказанием считается отлучение от той
или иной группы. В случае если нет определенной
правовой нормы по конкретному вопросу,
судьи решают его по совести, по справедливости.
Правительству разрешается законодательствовать.
Судебные прецеденты и законодательство
не считаются источниками права. Даже
когда имеется закон, судья не должен применять
его ригористически (по всей строгости).
Ему предоставлено широкое усмотрение,
чтобы всеми возможными способами примирить
справедливость и власть. Еще меньше, чем
законодательство, на роль источника права
может претендовать здесь судебная практика.
Итак, в период, предшествовавший британской
колонизации, классическое индусское
право не основывалось ни на формальных
нормативах, ни на судебных решениях. В
период колониальной зависимости индусское
право претерпело существенные изменения.
В области права собственности и обязательственного
права традиционные нормы были заменены
нормами «общего права».
Семейное и
наследственное право и другие
обычаи не претерпели изменений.
К 1864 г. накопились судебные
прецеденты. Однако правило прецедента
осталось далеко от традиций
индусского права. Многие его
институты и нормы подвергались
модификации и даже были заменены
новыми, но полного вытеснения
индусского права не произошло.
Сложилось нечто вроде «англо-индусского
права», т.е. индусское право сохранило
свое регулирующее значение, правда
с определенными ограничениями.
Конституция
1950 г. отвергла систему каст
и запретила дискриминацию по
мотивам кастовой принадлежности.
В индусском праве произошла
своего рода революция. Однако
новый Основной закон применяется
только к индусам, а не ко
всем гражданам Индии. Верность
традициям прослеживается сквозь
все трансформации, вековые корни,
связанные с религией, дает о
себе знать.
Есть свои особенности
у систем китайского и японского
права. Они также получили освещение
в книге Р. Давида. Здесь же
остается подчеркнуть, что все
традиционные системы испытывают
воздействие правовых систем
Запада, хотя и сохраняют национальное
своеобразие.
Заключение.
Список используемой
литературы:
- Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник Т.1. /Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 1993.- 246с.
- Общая теория права: Учеб. пособие для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.
- Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В.В. Маклаков. - М.: Москов. юридич. ин-т, 1992.- 285с.
- Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М: Изд-во БЕК, 1995.- 336с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. - М.: ИПП “Отечество”, 1993.- 344с.