Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа
Современное правовое поле состоит из ряда сформировавшихся правовых систем и правовых семей, имеющих свои особенные признаки, присущие тому или иному народу, нации, государству, континенту. В условиях тесного сотрудничества и взаимопроникновения интересов государств и народов возникла необходимость более комплексного и тесного изучения правовых систем и правовых семей. Таким образом, актуальность моей курсовой работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения правовых семей на фоне расширения связей и отношений между народами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика и содержание правых семей…………………
Соотношение понятия правовой системы и правовой семьи……………
Глава 2. Характеристика романо-германской правовой семьи…………………
Глава 3. Характеристика англо-саксонской правовой семьи…………………..
Глава 4.Характеристика религиозно-традиционной правовой семьи……….
4.1. Мусульманское право……………………………………………………
4.2. Индусское право………………………………………………..
Глава 5. Иные правовые семьи………………………………………
5.1.Социалистическая правовая семья……………………………………
5.2. Смешанные правовые семьи……………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одно из ведущих положений в процессе правового регулирования общественных отношений. Классификация английских законодательных актов осуществляется по различным основаниям: по сфере действия - публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяют свое действие на отдельный круг лиц и отдельные территории). Иногда парламент страны делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам - королеве, правительству, министерствам. Принимаемые ими нормативные акты получили название "делегированное законодательство", юридическая сила которых определяется характером передаваемых полномочий. Они считаются частью закона и обязательны для исполнения. Высшей формой делегированного правотворчества считается "приказ в Совете" - это фактически нормативный акт правительства страны, а формально - приказ Тайного совета (монарха и тайных советников). В системе английского права выделяется автономное законодательство, представляющее собой совокупность нормативных актов местных органов власти, а также некоторых учреждений и организаций (профсоюзы, коммерческие компании, церковь). Американское право, развиваясь в рамках общего права, имеет и свои особенности. Первые английские колонии на территории Америки в начале XVII в. принесли с собой и принципы общего права, но они плохо приживались на новой исторической родине. Поселенцы жили под влиянием идеи свободы личности, которой не находили в общем праве. Поэтому действовали акты местных властей, религиозные нормы, примитивные кодексы. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего со своим "английским прошлым". Принятие писаной федеральной конституции в 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, - было первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от правила прецедента и других характерных черт "общего права". В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако перехода американской правовой системы в романо-германскую правовую семью не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими или испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа, которые, однако, в дальнейшем постепенно оказались как бы поглощены "общим правом". В целом же в США сложилась система, сходная с английской - прецедентное право во взаимодействии с законодательством. Появление оригинальных школ права сопровождается развитием новых правовых идей и понятий, сначала обеспечения свободы личности и предпринимательства, позднее усиления регулирующей роли государства. Социологические и иные школы права раскрыли спектр его социальных связей. Оно прошло свой путь развития за два столетия. Некоторые исследователи выделяют четыре типа американского права - формальное и публичное (акты Конгресса и т.п.); публичное, но не формальное (ограничение скорости движения по дорогам и т.п.); формальное и частное (процедура рассмотрения исков, жалоб и т.п.); частное и неформальное (правила жизни в семье). Но в то же время американское право отличается от английского большей степенью структурированности, систематизации, громадной ролью Конституции, двухуровневой государственной и правовой системой, многообразной правовой культурой, свойственной федеративному государству. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Суды штатов осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого. Нередки случаи, когда они принимают по аналогичным делам противоположные решения. Это создает коллизии, усугубляющиеся расхождением в решениях судов штатов с решениями федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел. Еще больше, чем суды, различий и расхождений в право страны вносит законодательство штатов. Им представлена достаточно широкая законодательная компетенция и они активно пользуются ею. Отсюда значительный по масштабам массив законодательства - статутного права на штатном уровне. Американское право отличается от английского более свободным действием правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд США никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям общественной жизни. Особое значение среди правомочий американских судов (неизвестных английским судам) имеет контроль за конституционностью законов. Верховный Суд штата и Верховный Суд США могут отказаться от прецедента конституционного толкования. Право конституционного контроля, особенно активно используемое Верховным Судом, подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления. Централизация, которой характеризуется развитие американской федерации, усиление государственного вмешательства привели к значительному увеличению объема федерального законодательства, а также к росту нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента, федеральных служб и т.д. В статутном праве США имеются кодексы, которые, как было сказано выше, не знает английское право. Как и в Англии, значение обычного права в США велико в области функционирования государственной власти. Конституция США не всегда охватывает многие существенные стороны государственной жизни. Этот пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обычаев, устоявшихся традиций. В рамках семьи общего права есть немало специфичного в развитии правовых систем государств, находившихся прежде всего под эгидой Британской империи, а ныне - в Содружестве наций. Канада, Индия, Австралия, ряд африканских государств при сохранении общеправовой преемственности внесли в свои правовые системы немало новелл, связанных с особенностями развития и географическим положением, влиянием новых международных структур.
Глава 4. Семья религиозно-традиционного права
Правовые системы
многих стран Азии и Африки не обладают
той степенью единства, которая свойственна
ранее охарактеризованным правовым
семьям. Однако у них много общего по существу
и форме, все они основываются на концепциях,
отличающихся от тех, которые господствуют
в западных странах. Конечно, все эти правовые
системы в какой-то мере заимствуют западные
идеи, но в значительной мере остаются
верны взглядам, в которых право понимается
совсем иначе и не призвано выполнять
те же функции, что в западных странах.
Считается, что принципы, которыми руководствуются
незападные страны, бывают двух видов:1)
признается большая ценность права, но
само право понимается иначе, чем на Западе,
имеет место переплетение права и религии;
2) отбрасывается сама идея права и утверждается,
что общественные отношения должны регламентироваться
иным путем. К первой группе относятся
страны мусульманского, индусского и иудейского
права, ко второй - страны Дальнего Востока,
Африки и Мадагаскара. Мусульманское право
- это система норм, выраженных в религиозной
форме и основанных на мусульманской религии
- исламе. Ислам исходит из того, что существующее
право произошло от Аллаха, который в определенный
момент истории открыл его человеку через
своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает
все сферы социальной жизни, а не только
те, которые подлежат Правовому регулированию.
Право Аллаха дано человеку раз и навсегда,
но божественные открытия нуждаются в
разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая
молодая из трех мировых религий, но имеет
очень широкое распространение. Эта религия
содержит, во-первых, теологию, которая
устанавливает догмы и уточняет, во что
мусульманин должен верить; во-вторых,
шар, или шариат, т.е. предписания верующим:
что они должны делать и чего не должны.
Шариат в переводе на русский язык означает
«путь следования» и составляет то, что
называется мусульманским правом. Это
право указывает, как мусульманин должен
вести себя, не различая, однако, обязательств
по отношению к себе подобными по отношению
к Богу. Иными словами, шариат основан
на идее обязанностей, возложенных на
человека, а не на правах, которые он может
иметь. Последствием невыполнения обязанностей
является грех того, кто их нарушает, поэтому
мусульманское право не уделяет много
внимания санкциям, установленным самими
нормами. Оно регулирует отношения только
между мусульманами. В исламе господствует
концепция теократического общества,
в котором государство выполняет роль
служителя религии. Ислам по своей сущности,
как и иудаизм, - это религия закона. Мусульманское
право имеет четыре источника:
2) сунну, или традиции, связанную с посланцем Бога;
3) иджму, или единое соглашение мусульманского общества;
4) кийас, или суждение по аналогии.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.
4.2. Индусское право. Индусское право составляет вторую систему религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права». Семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дает о себе знать. Есть свои особенности у систем китайского и японского права. Они также получили освещение в книге Р. Давида. Здесь же остается подчеркнуть, что все традиционные системы испытывают воздействие правовых систем Запада, хотя и сохраняют национальное своеобразие.
Глава 5. Иные правовые семьи.
5.1.Социалистическая правовая семья.
Социалистические правовые системы составляют отдельную правовую семью, отличающуюся от предыдущих. Правовые системы стран, входящих ныне в социалистический лагерь, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они сохранили ряд черт, которые мы отмечали, говоря о романо-германской правовой семье. Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения: сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву. Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социалистических стран имеют такого рода отличия по сравнению с правом романо-германской семьи, на основании которых закономерно считать социалистические правовые системы, как это и делают юристы социалистических стран, отошедшими от романо-германской правовой семьи и образующими самостоятельную правовую семью. Руководители социалистических стран видят цель в создании общества нового типа, в котором не будет государства и права. По этой причине единственным источником социалистического права является революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого коммунистической партией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейся официальной, законодатель стремится прежде всего создать новый экономический строй. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами в этих условиях становится меньше, чем она была ранее. Частное право уступает господствующее место праву публичному. Правовая семья социалистических систем родилась в СССР, где после революции 1917 года стало развиваться новое, оригинальное право. От советского права следует отличать правовые системы социалистических республик Европы и народных республик Азии, образующие самостоятельные группы. Эти правовые системы принадлежат к социалистической правовой семье, но в первой группе отмечается большее сходство с правом романо-германской семьи; что же касается второй группы, то надо выяснить, как новые концепции практически совмещаются с принципами цивилизации, которые господствовали здесь до эпохи социализма.
5.2. Смешанные правовые семьи.
В современном мире каждое государство
имеет свое национальное право, а
бывает и так, что в одном и
том же государстве действуют
несколько различных
Существуют правовые системы, которые
основываются на юридических традициях
разных правовых семей. Их особенность
заключается в том, что составной частью
в смешанных правовых системах выступает
прецедентное.
право, которое сосуществует в альянсе
с романо-германским (французским или
романо-голландским) либо с мусульманским
или индусским правом. Такое положение
является результатом особенностей исторического
развития правовых систем этих стран.
Итак, особенность смешанных правовых
систем состоит в том, что в них сочетаются
элементы романо-германской правовой
семьи с элементами правовой семьи общего
права, а также с элементами традиционных
и религиозных правовых систем. Смешанными
являются правовые системы многих стран.
Заключение.