Правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсового исследования определяется тем, что история и современный мир характеризуются многообразием правовых систем государств различных типов, форм, режимов.
Национальных правовых систем, как и государств, в современном мире много. Но все они могут быть объединены в определенные правовые семьи. Сравнительная характеристика правовой системы нашей планеты, анализ особенностей основных правовых семей, существующих на земном шаре, дает базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права.
Профессор С.С. Алексеев выделяет четыре основных семьи национальных систем (регионов) права: романо-германское право, англосаксонское общее право, религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы ряда стран Азии и Африки, заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие правовой системы, правовые системы современности 5
1.1. Понятие правовой системы 5
1.2. Классификация правовых систем современности 7
Глава 2. Характеристика современных правовых систем 10
1.1. Романо-германская система 10
1.2. Англо-американская правовая семья или система «общего права» 16
1.3. Мусульманское право 23
1.4. Обычное право 28
1.5. Особенности правовых систем Скандинавских стран 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Правовые системы современности.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

 

    1. Обычное право

 

Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. 20

Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

 

    1. Особенности правовых систем Скандинавских стран

 

Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия . Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время, право Скандинавии нельзя отнести и к англо-американской системе общего права, поскольку в Скандинавии почти нет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.21

Несмотря на то, что страны Северной Европы — Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия географически куда более близки странам романо-германской правовой семьи, чем Латинская Америка или Япония, тем не менее при отнесении их права к данной семье возникает значительное количество сложностей, а некоторые европейские авторы вообще отрицают их принадлежность к этой семье, утверждая самобытность и автономность скандинавского права.

 Правовые системы в  Скандинавских странах делят на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон шведского государства. Несмотря на то что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808–1809 гг., Швеция потеряла Финляндию, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени.22

Анализ современных правовых систем Скандинавских стран показывает некоторую общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего она проявляется в сходстве источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, а суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается наиболее существенное различие между системами скандинавского и общего права.

 Вместе с тем следует  признать, что роль суда в Скандинавских  странах традиционно весьма значительна. Никогда функции судьи не сводились  здесь исключительно к применению  норм законодательства. Судья в  Скандинавских странах обладает  большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах.

  Скандинавское право  использует общие юридические  концепции романо-германского права. Система подготовки юридических  кадров сходна с системой высшего  юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права.23

Ряд характерных особенностей скандинавскою права отличает его от романо-германской семьи. Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на правовую семью общего права. Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в этих странах продолжают действовать законы, первоначально охватывавшие весь нормативный материал, но по названным выше причинам их никак нельзя отождествлять с кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.

 Некоторые элементы  правовых систем Скандинавских  стран, пожалуй, ближе к системе общего права, чем к романо-германской правовой семье. В частности, законодатель в Скандинавских странах долгое время избегал пользоваться нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и уголовный регламентируются здесь одними и теми же правилами24.

 

 

Заключение

 

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, опосредуя общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс.

Современный этап развития права характеризуется гигантским ростом “правового производства”. Широкая юридизация общественных отношений свидетельствует о стремлении государств более активно воздействовать с помощью правовых средств на экономические и социальные процессы.

Известно, что система каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права. 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Правовая система - более широкое понятие, представляющая собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики. Категория «правовая система» приобретает большое значение для характеристики национальной правовой системы конкретного государства или группы государств (правовых семей).

В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль в правом регулировании, выделяют семьи правовых систем: романо-германскую, англосаксонскую (общего права), славянскую, мусульманскую и др.

  1. Первичным элементом системы права выступает юридическая норма, из норм складываются правовые институты (различные блоки права), из них складываются отрасли права (наиболее крупные подразделения права). В своей совокупности отрасли права и составляют право в целом или систему права конкретной страны.
  2. Правовую систему нельзя отожествлять с правовой надстройкой, которая характеризует место права по отношению к экономике и представляет собой совокупность правовых взглядов, норм, отношений, юридических учреждений, которые обусловлены экономическим развитием (базисом). Правовая система, в отличие от правовой надстройки, характеризует взаимосвязь правовых явлений и отношений, их функциональное назначение. В качестве элементов правовой системы кроме права, правовой идеологии, юридической практики часто называют правосознание, юридическую науку (доктрину), правовую культуру, юридическую технику, правоотношения.
  3. Таким образом, прослеживаются взаимосвязи между структурными элементами правовой системы. Система права выступает одним из базовых элементов правовой системы.

 

 

 

Список используемой литературы

 

Нормативно правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года// российская газета. – 1993. -25 декабря.

Справочно-энциклопедические издания. 

  1. Большой юридический словарь/ сост. А.В. Киреев. М., 2006.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Абрамова М.Г. Правовая система Российской Федерации: особенности и перспективы развития. // СПС Гарант.
  2. Алексеев С.С.  "Государство и право. Начальный курс". Москва, Юридическая литература, 1993 г.
  3. Давид Р. "Основные правовые системы современности"., Москва 1988 г.
  4. .Комаров. Общая теория государства и права.  М, 2007 г.
  5. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2008.
  6. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред. Пиголкина А.С. – М. 2005.
  7. Синюков В.Н, Российская правовая система. Саратов. 2004. С. 174;  
  8. Теория государства и права. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. – М, 2006 г.
  9. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И.Матузов и А,В.Малько. – М, 2009год.
  10. Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2009. с.161.
  11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2010.- 367с.
  12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов. -М.: Юрайт-М. -2010.- 432 с.

Информация о работе Правовые системы современности