Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученых, в последнее время, исследовавших стимулы и ограничения в праве, можно вспомнить только А.В.Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций. Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить, какова роль стимулов и ограничений в правовых режимах.
Введение……………………………………………………………………....... 4
ГЛАВА 1. Правовые стимулы…………………………………………......5
§ 1. Понятие правового стимула............................................................................5
§ 2. Классификация правовых стимулов………………………………….…..7
§ 2.1 Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Правовые ограничения…………………………………….…17
§ 1. Понятие правового ограничения…………………………………….…..17
§ 2. Классификация правовых ограничений…………………………….…..19
ГЛАВА 3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические категории……………23
ГЛАВА 4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия…………………………………….27
Заключение…………………………………………………………….………29
Список использованной литературы…………………………………..……30
Федеральное агентство по образованию
федеральное
государсвтенное
высшего профессионального образования
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра теории и истории государства и права.
Курсовая работа
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: Правовые стимулы и ограничения
Группа 12445
Новосибирск 2013
Протокол проверки:
Дата проверки |
|
Оценка |
|
Комментарии преподавателя |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Правовые стимулы…………………………………………......5
§ 1. Понятие правового стимула.......................
§ 2. Классификация правовых стимулов………………………………….…..7
§ 2.1 Льготы и поощрения как
особые разновидности правовых стимулов…………………………………………………………
ГЛАВА 2. Правовые ограничения…………………………………….…17
§ 1. Понятие правового ограничения…………………………………….…..
§ 2. Классификация правовых ограничений…………………………….…..19
ГЛАВА 3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические категории……………23
ГЛАВА 4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия…………………………………….27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..……30
ВВЕДЕНИЕ
Изучение вопросов, касающихся правового регулирования общественных отношений, приобрело практический смысл совсем недавно, а именно, с тех пор, как политический режим в нашей стране стал определять себя как правовой: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство» - так гласит Конституция. На наш взгляд, наука должна быть отделена от политики, поэтому, принимая во внимание постоянно меняющиеся условия, мы пришли к выводу, что проблема действия права в иформационно-психологическом аспекте, как и вообще действия права, противопостовляемого простому применению писаных законов, полезна и интересна.
Правовые стимулы и правовые ограничения, как факторы, влияющие на поведение субъектов правоотношений, сами по себе достаточно далеки как от индивидуальных представлений о добре, справедливости и о должном поведении, присутствующих у каждого, так и от принуждения путём прямого насилия, поэтому только они могут широко применяться при социальном регулировании.
Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученых, в последнее время, исследовавших стимулы и ограничения в праве, можно вспомнить только А.В.Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить, какова роль стимулов и ограничений в правовых режимах.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ
§ 1. Понятие правого стимула
При формировании любого определения, следует выделить все существенные признаки, присущие предмету данного определения. Так правовые стимулы характеризуются следующим:
1.
«они связаны с благоприятными
условиями для осуществления
собственных интересов
2. сообщают о расширении объёма возможностей;
3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
4. предполагают повышение позитивной активности;
5. направлены на… изменение общественных отношений…».1
Таким образом, правовой стимул – это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ.
Следует отметить, что характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом, для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. Хотя, может показаться, что для власти выгодно, чтобы граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие – мозгами, но подобная схема не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей истории может, хотя это и не
обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в
_____________________________
1 Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: курс лекций. М:2000. С.737-738
лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями.
Таким образом, для государства более разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность – залог прогресса, а прогресс – гарантия благополучия. А.В. Малько писал: «Отмена или снижение меры наказания есть стимул».1
______________________________
§ 2. Классификация правовых стимулов.
Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить: юридический факт-стимул (гипотезу), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозицию), поощрение (санкцию).
В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно ст. 242 КЗоТ РФ для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж.1 . Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено согласовывать свое поведение с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего, учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, выступая в роли факта-стимула.
На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.
Наряду с субъективным правом стимулирующим средством в диспозиции может быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.
Вместе с тем законный интерес и субъективное право — различные правовые дозволения. Субъективное право — дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже может считаться возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий.
______________________________
Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц; ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов.
Льгота выражается в предоставлении каких-либо преимуществ или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Льгота тем самым стимулирует конкретное поведение лиц.
Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными. Не противоречит, а, напротив, соответствует такому делению и одно из этимологических значений слова «санкция» — «одобрение». «Слово “санкция”, — верно замечено Л. Фридмэном, — предусматривает нечто большее, чем наказание. Оно включает также поощрение. Положительная сторона санкций (поощрение, стимулирование) менее широко известна, потому что литература пугает криминальной стороной... Но стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы».1 За выделение специальных поощрительных санкций высказываются многие авторы.2
В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема — на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия — на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания — на материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность).
____________________________
1. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
§ 2.1 Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов.
Среди всех правовых стимулов самыми сильными выступают, прежде всего, льготы и поощрения.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Правовым льготам присущи следующие признаки:
- Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц; переводит процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
- Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера и выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.1
______________________________