Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа
Актуальность темы состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права и законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивает научную корректность теории и практическую результативность ее применения.
3. Введение
4. Понятие и предмет теории государства и права
9. Функции теории государства и права
13. Понятие методологии теории государства и права
17. Классификация методов теории государства и права
26. Заключение
27. Список использованной литературы
Общенаучный метод. Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права» существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический методы. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования.
Исторический метод характеризуется конкретно - историческими, историко-эмпирическими формами материалов;
Логический метод - абстрактно - теоретическими формами. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях12.
Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило, более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца13.
В качестве общих методов изучения предмета «Теории государства и права» используются анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение целого из частей. Условия всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений - многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, (структуру механизма государства, системы права).
Одна из форм анализа - классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов).
Синтез - есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство формируется их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.
Частнонаучные методы. Наряду с общими теориями государства права используются так же и частнонаучными методами современного познания, а именно, методами системно - структурного анализа, функциональные, статистические, моделирования, конкретных социологических исследований, сравнительным и др.
Системный метод в теории государства и права - это совокупность методологических подходов, принципов изучения и конструктирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того что:
1)
Система представляет собой целостный
комплекс взаимосвязанных
она образует единство со средой;
как правило, любая исследуемая система представляет собой систему более высокого порядка;
Элементы любой исследуемой системы в свою очередь, обычна выступают как системы более низкого порядка
Аналогичную картину строения взаимных отношений и разносторонних связей составных частей (элементов) любого государственно-правового явления как целостной системы дает структура (структура государственного аппарата, структура правовой системы, структура нормы права)14
С системно-структурными подходами связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Одним из эффективных инструментов изучения государства и права служит статистический метод, основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.
Статистические исследования, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий:
статистическое наблюдение;
сводную обработку статистических данных;
анализ их.15
Статистический подход особенно распространен при изучении государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторимостью, в частности, таких как, формы представительной и непосредственной демократии, правотворческий и правопринимательный процесс, борьба с преступностью и итоги правонарушений.
Среди частонаучных способов познания государства и права выделяется метод моделирования. Это изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.
Метод моделирования имеет самостоятельное значение и весте с тем используется как один из приемов более широкого метода конкретных социологических государственно-правовых исследований.
Метод моделирования, как способ изучения государственно-правовых явлений, поиска их оптимальных моделей направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства и права, процессов демократии и правового регулирования. Следует также иметь в виду и значение метода моделирования при определении научных понятий и категорий, которыми оперируют теория государства и права. И другие отрасли юридической науки.16
Îñîáîå ìåñòî â ðÿäó ÷àñòîíàó÷íûõ ìåòîäîâ èçó÷åíèÿ ïðîáëåì ãîñóäàðñòâà è ïðàâà çàíèìàåò ìåòîä êîíêðåòíî-ñîöèîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé, îñóùåñòâëåííûé íà îñíîâå åäèíñòâà ñèñòåìíî-ñòðóêòóðíîãî, ôóíêöèîíàëüíîãî, ñòàòèñòè÷åñêîãî ìåòîäîâ è ìåòîäà ìîäåëèðîâàíèÿ.
Ñóòü ìåòîäà êîíêðåòíî-ñîöèîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé îñóùåñòâëÿåìîé íà îñíîâå äðóãèõ ìåòîäîâ, â àíàëèçå ïåðåðàáîòêå è îòáîðå íåîáõîäèìîé äîñòîâåðíîé èíôîðìàöèè î âàæíåéøèõ ñòîðîíàõ þðèäè÷åñêîé ïðàêòèêè, ðàçâèòèå è ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ è ïðàâîâûõ èíñòèòóòîâ â öåëÿõ ïðîâåäåíèÿ îïðåäåëåííûõ òåîðåòè÷åñêèõ îáîáùåíèé è ïðèíÿòèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ ïðàêòè÷åñêèõ ðåøåíèé.
Äàííûé ìåòîä ïîçâîëÿåò íå òîëüêî ãëóáîêî, ñ ó÷åòîì çàïðîñîâ îáùåñòâåííîé ïðàêòèêè ïîäîéòè ê ðåøåíèþ ìíîãèõ òðàäèöèîííûõ ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâûõ âîïðîñîâ, íî è ïîñòàâèòü ðÿä íîâûõ ïðîáëåì. Äåëî â òîì, ÷òî äëÿ ïðîöåññà ïåðåõîäà ê ðûíêó íåäîñòàòî÷íî ëèøü îïðåäåëèòü îáùèå ïîëîæåíèÿ, ïðèíöèïû, îñîáåííîñòè è òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâà è ãîñóäàðñòâà. Íåîáõîäèìî çíàòü, êàê èìåííî äåéñòâóþò ýòè ôàêòîðû â ðåàëüíûõ îòíîøåíèÿõ, êàê îáåñïå÷èòü ðåçóëüòàòèâíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâîé ñèñòåìû â öåëîì è â ðàìêàõ ñèñòåìû êàæäîãî èç ñîñòàâëÿþùèõ åå ýëåìåíòîâ.17
Öåëûé ðÿä ïðèåìîâ, òàêèå, êàê íàáëþäåíèå, àíêåòèðîâàíèå, èíòåðâüþèðîâàíèå, ýêñïåðèìåíò è ò.ï., èñïîëüçóþòñÿ â ðàìêàõ êîíêðåòíî-ñîöèîëîãè÷åñêîãî ìåòîäà äëÿ ïîèñêà îïòèìàëüíûõ âàðèàíòîâ ïðàâîâûõ ðåøåíèé, ðàçðàáîòêè îáîñíîâàííûõ ïðîãíîçîâ â îáëàñòè ïðîâåäåíèÿ ñîöèàëüíî-ïðàâîâûõ ðåôîðì, â îáëàñòè êîíòðîëÿ íàä ïðåñòóïíîñòüþ. Ìåòîä òðåáóåò, ÷òîáû ïðåäïîëàãàåìûå íàó÷íûå ðåêîìåíäàöèè îñíîâûâàëèñü íà îáñòîÿòåëüíîì èçó÷åíèè è ó÷åòå âñåõ ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ.
Ñðàâíèòåëüíî-ïðàâîâîé ìåòîä èìååò âàæíîå çíà÷åíèå â ìåòîäîëîãèè ãîñóäàðñòâîâåäåíèÿ è ïðàâîâåäåíèÿ.
Ðåôîðìèðîâàíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå ãîñóäàðñòâåííî-ïîëèòè÷åñêîé è ïðàâîâîé ïðàêòèêè íåâîçìîæíî áåç ñîïîñòàâëåíèÿ ñõîäíûõ îáúåêòîâ ïîçíàíèÿ, ñóùåñòâóþùèõ îäíîâðåìåííî èëè ðàçäåëåííûõ èçâåñòíûì ïåðèîäîì âðåìåíè. Ñðàâíåíèþ ìîãóò áûòü ïîäâåðãíóòû ãîñóäàðñòâà èëè ïðàâîâûå ñèñòåìû ðàçëè÷íûõ èñòîðè÷åñêèõ òèïîâ, ñòðàí, îäíîé è òîé æå ñòðàíû íà ðàçíûõ ýòàïàõ åå ñóùåñòâîâàíèÿ, ïðè ýòîì äëÿ ïîèñêà èñòèíû íåîáõîäèìî àíàëèçèðîâàòü êîëè÷åñòâåííûå è êà÷åñòâåííûå ñòîðîíû îáúåêòà, òåîðåòè÷åñêèå è ýìïèðè÷åñêèå åãî õàðàêòåðèñòèêè. Øèðîêîå âíåäðåíèå ñðàâíèòåëüíî-ïðàâîâîãî ìåòîäà èññëåäîâàíèé â ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâóþ òåîðèþ ìîæåò ïðèâåñòè è ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ íîâûõ íàó÷íûõ äèñöèïëèí, åñëè â õîäå òàêèõ èññëåäîâàíèé èçó÷àåòñÿ îïðåäåëåííàÿ ñîâîêóïíîñòü îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíûõ çàêîíîìåðíîñòåé ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâîé ñôåðû, íå âõîäÿùåé íåïîñðåäñòâåííî â ïðåäìåò òðàäèöèîííûõ þðèäè÷åñêèõ íàóê.18
Ñðåäè ÷àñòîíàó÷íûõ ìåòîäîâ åñòü ìåòîäû êîòîðûå ïðèîáðåòàþò õàðàêòåð ñïåöèàëüíûõ (ñïåöèôè÷åñêèõ), ïîñêîëüêó íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñî ñïåöèôè÷åñêèìè ñòîðîíàìè èññëåäóåìîãî îáúåêòà.
Ôîðìàëüíî-þðèäè÷åñêèé ìåòîä ÿâëÿåòñÿ òðàäèöèîííûì, ñâîéñòâåííûì þðèäè÷åñêîé íàóêå, âûõîäÿùèé èç åå ïðèðîäû. Óæå â ïåðèîä ñðåäíåâåêîâüÿ ñëîæèëèñü öåëûå øêîëû è íàïðàâëåíèÿ, ðàçâèâàþùèå ïðèåìû òîëêîâàíèÿ ïðàâîâûõ íîðì è ôîðìàëüíîãî àíàëèçà äåéñòâîâàâøåãî çàêîíîäàòåëüñòâà. Ôîðìàëüíî-þðèäè÷åñêîå ðàññìîòðåíèå ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâûõ ÿâëåíèé â ïðàâîâîé íàóêå íåîáõîäèìî. Ôîðìàëèçì - íåîòúåìëåìîå ñâîéñòâî ïðàâà, ôîðìàëüíûé ïîäõîä ãåíåòè÷åñêè âûäåëèë ïðàâî åäèíñòâà ñîöèàëüíûõ ðåöåïòîðîâ. Ôîðìàëüíûé ìåòîä ñîñòàâëÿåò îáÿçàòåëüíóþ, íåîáõîäèìóþ ñòóïåíü â íàó÷íîì ïîçíàíèè ïðàâà è ãîñóäàðñòâà, èáî ïîìîãàåò îïèñàòü, îáîáùèòü, êëàññèôèöèðîâàòü, ñèñòåìàòèçèðîâàòü, ïåðåäàòü ïîëó÷åííîå çíàíèå ÿñíûì, âïîëíå îïðåäåëåííûì îáðàçîì. Ýëåìåíòû ôîðìàëüíî-þðèäè÷åñêîãî ìåòîäà ìîæíî îáíàðóæèòü è â äðóãèõ ñïîñîáàõ èçó÷åíèÿ ïðàâà è ãîñóäàðñòâà, îñîáåííî òàêèõ ôîðìàëèçèðîâàííûõ, êàê ïðàâîâîå ìîäåëèðîâàíèå è ò.ä.
Àíàëèç ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâûõ îáúåêòîâ êàê ñëîæíûõ ñèñòåì, ïðîòèâîðå÷èâûõ ïî õàðàêòåðó è ìíîãîîáðàçèþ ïðîòåêàþùèõ â íèõ ïðîöåññîâ, òðåáóåò ïðèìåíåíèÿ öåëîãî êîìïëåêñà ìåòîäîâ, â òîì ÷èñëå è òåõ, êîòîðûå óñïåøíî ïðèìåíÿþòñÿ è äðóãèõ îáëàñòÿõ çíàíèÿ. Óñëîæíåíèå è ðàñøèðåíèå ïðåäìåòà èññëåäîâàíèÿ, íîâûå çàïðîñû ïðàêòèêè âûíóæäàþò îáðàùàòüñÿ êî âñåì òî÷íûì è ñòðîãèì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ, ê êîòîðîì îòíîñÿòñÿ ìàòåìàòèêî-ñòàòèñòè÷åñêèå êèáåðíåòè÷åñêèå è äðóãèå ìåòîäèêè.19
Заключение
Итак, проанализировав вышеописанные, можно сделать вывод, что теория государства и права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди юридических наук. В значительной степени можно даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции.
Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.
Передовая методология - это резкий прогресс науки, отсталая методология - это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования.
Список использованной литературы.
В.В.Лазарев Общая теория права и государства. М. 1996
В.В.Лазарев Общая теория права и государства. М. 1998
Теория государства и права. Ч.1. Теория государства. Под ред. А.Б.Венгерова. М., 1995
Общая теория права. Под ред. А.С. Пиголкина М. 1996
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1995
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. М. 1998
Теория государства и права. Учебник под ред. С.С. Алексеева. М. 1998
Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В.М. 2000
Теория государства и права. Учебник / Под. ред. М.Н.Марченко 3-е изд. Расширенное и дополненное. М. 2001
Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU., 2004
Информация о работе Предмет и методология теории государства и права