Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении предмета теории государства и права, а также его всестороннем изучении. Основными задачами работы являются: рассмотрение понятия и предмета теории государства и права, а также формирование задач и направлений исследования науки; определение структуры и функций теории государства и права, которые позволяют понять её предмет и назначение науки; выявление отличий предмета теории государства и права от предметов других наук, как юридических, так и общественных, а также определение места теории среди этих наук и их взаимодействие.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 6
1.1 Понятие теории государства и права 6
1.2. Предмет теории государства и права 8
2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ 15
2.1. Функции теории государства и права 15
2.2. Структура теории государства и права как науки 19
3. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ НАУК 23
3.1. Роль и место теории государства и права в системе общественных (гуманитарных) наук 23
3.2. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Таким образом, имея один и тот же объект исследования, каковым являются государство и право в целом как реально существующие явления, каждая из названных дисциплин имеет при этом и свой собственный предмет исследования.
Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики.11 В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:
Взгляд на государство и право как исторически закономерные институты человеческого общества является логическим выводом учения об обществе.
В научной и учебной литературе
предмет теории государства и
права определяется неодинаково. В
одних работах он представляется
как "общие закономерности возникновения,
развития и функционирования государства
и права как таковых и
Имеются и другие определения предмета
теории государства и права. При
существующем между ними различии все
они сходятся в том, что данная
наука имеет дело с такими сторонами
и процессами государственно-правовой
жизни, как процесс возникновения,
становления и развития государства
и права - общие закономерности данного
процесса; взаимосвязь государства
и права; их характерные признаки,
формы, сущность, содержание и черты;
место и роль государства и
права в жизни общества и в
его политической системе; право, правосознание,
законность и конституционность; законодательный
процесс и его отдельные
Кроме названных существуют и другие
блоки вопросов, которые непосредственно
связаны с государственно-
Необходимо отметить также, что сам предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его содержание части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается. Это, в свою очередь, не только затрудняет, но и делает бессмысленными попытки исчерпывающего определения предмета теории государства и права и его содержания как чего-то раз и навсегда данного, неизменного.
Так, например, если раньше в рамках
отечественного курса теории государства
и права особое внимание уделялось
"государству диктатуры
Не случайно в новой Конституции России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений, особое внимание акцентируется на том, что Российская Федерация "есть демократическое федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), и т.д.
Разумеется, основа предмета теории государства
и права - общие закономерности возникновения,
развития и функционирования государства
и права, ядро данной науки и учебной
дисциплины сохраняется на протяжении
всего периода ее существования.
Что же касается используемого при
определении общих
Последнее меняется не только в зависимости от объективных, но и субъективных факторов. Например, все имеющие в настоящее время место споры о характере взаимоотношения государства и права, а вместе с тем и о содержании теории государства и права как науки и учебной дисциплины носят не только объективный, обусловленный противоречивостью исследуемого материала, но и субъективный характер.
Вопреки традиционно сложившемуся и полностью себя оправдавшему представлению о теории государства и права как о единой науке и учебной дисциплине высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости ее деления на две самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины - теорию государства со своим собственным предметом и теорию права; предлагается переименовать "теорию государства и права" в "теорию права и государства", подчеркнув тем самым приоритетную роль права над государством; высказываются суждения о целесообразности рассмотрения "теории государства и права" как составной части "особой науки - политологии" и введения самостоятельной дисциплины под названием "общая теория права", которая, исследуя общие закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в качестве отрасли в юридическую науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую основу.16
Вполне очевидным при
Но не менее очевидным является
и то, что на первом плане в
процессе познания государства и
права должны находиться реальная действительность,
объективные факторы. Это означает
применительно к
Чрезвычайно важным является и то,
что государство и право, будучи
неразрывно связаны между собой
и взаимодействуя друг с другом,
выступают как относительно самостоятельные
явления по отношению друг к другу,
выполняют сходные
Государство в лице своих уполномоченных
на то органов создает правовые нормы,
охраняет их и гарантирует их соблюдение.
Иными словами, государство оказывает
прямое воздействие на право. В то
же время право оказывает обратное
воздействие на государство. Оно
связывает государственные
Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно разделяться, а следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины - теории государства и права.
2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ
2.1. Функции теории государства и права
Роль теории государства и права для общества, государства и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.
Под функциями науки понимают
назначение и реализацию в практической
жизни накопленной системы
Представляется, что теория государства и права как наука выполняет следующие функции (См. Приложение 1)18.
Познавательная (гносеологическая) - основная функция науки; сводится к производству, приращиванию аргументированных и обоснованных научных знаний. Познание государственно-правовой действительности представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на определенных приемах. Первым, начальным является описание - констатация и интерпретация предмета исследования19.
Описание как первоначальный этап изучения реальности - явление закономерное, неизбежное. Однако уже на этом уровне вполне возможно теоретическое обобщение и соответствующие выводы.
Объяснение - следующий достаточно важный прием, свойственный юридической науке, в том числе теории государства и права в познании государства и права. Задача объяснения - раскрытие главного, сущностного в явлении или предмете. Для этого необходимо видеть связь и отношения (структурные, функциональные и т.д.) познавательного объекта с другими.
Результат познавательной (гносеологической) функции, как отмечалось, есть приращивание новых, объективных, достоверных знаний. По своему характеру эта функция внутренняя; здесь проявляется основное социальное предназначение науки - изучение объективного мира. Остальные функции, как бы ни были важны с точки зрения специальной практики, имеют факультативный, дополнительный характер.
Интерпретационная (объяснительная) функция заключается в объяснении всех элементов предмета теории права и государства.
Эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана с развитием науки. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамику ее развития.
Прогностическая функция. Задача любой науки - предвидеть развитие, судьбу явлений и вещей, выступающих объектом исследования. Это общее требование распространяется и на юридические науки. Предвидение, прогноз судьбы, явления или события основываются на целеполагании, планировании и программировании его развития. Немаловажное значение может иметь и имеет такой прием в изучении государственно-правовых реалий, как моделирование20.
Прогноз в развитии государственно-правовых явлений должен опираться на данные специально-экономических наук. Дело в том, что теория государства и права, как и другие юридические науки, не в состоянии заниматься прогнозом развития иных явлений, это не является ее задачей. Основой предвидения выступает установление перспективы развития и тенденции движения в государственной правовой сфере, что позволяет получить знания о причинно-следственных связях детерминированными от соответствующих объектов во времени и пространстве.
Прогнозирование в сфере государственно-правовых явлений имеет практическое значение. Научное прогнозирование выступает необходимым условием обоснованной политики государства, его структур, гарантией эффективного управления общественными процессами.
Нормативная (нормативно-прикладная) функция. Присуща любой науке, и в том числе и юридической. Проявляется в формулировании правил и рекомендаций с целью совершенствования практической деятельности человека. Правила и рекомендации могут формулироваться, вырабатываться как на эмпирическом, так и теоретическом уровне науки. Представляют собой предложения законодателю, правоприменителю, а также лучшим работникам в деле изучения таких явлений, как государство и право. По большому счету дело не столько в рекомендациях, сколько в развитии способов научной и практической деятельности. В правотворчестве на основе эмпирических исследований существуют правила подготовки концепции законопроекта, правила его структурирования, правила написания нормативных текстов и др. Аналогичное можно сказать относительно толкования юридических норм, подготовки проектов правоприменительных актов и др21.
Информация о работе Предмет и всестороннее изучение теории государства и права