Предмет и всестороннее изучение теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении предмета теории государства и права, а также его всестороннем изучении. Основными задачами работы являются: рассмотрение понятия и предмета теории государства и права, а также формирование задач и направлений исследования науки; определение структуры и функций теории государства и права, которые позволяют понять её предмет и назначение науки; выявление отличий предмета теории государства и права от предметов других наук, как юридических, так и общественных, а также определение места теории среди этих наук и их взаимодействие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 6
1.1 Понятие теории государства и права 6
1.2. Предмет теории государства и права 8
2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ 15
2.1. Функции теории государства и права 15
2.2. Структура теории государства и права как науки 19
3. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ НАУК 23
3.1. Роль и место теории государства и права в системе общественных (гуманитарных) наук 23
3.2. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Таким образом, имея один и тот же объект исследования, каковым являются государство и право в целом  как реально существующие явления, каждая из названных дисциплин имеет  при этом и свой собственный предмет  исследования.

Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического  обобщения и практики.11 В первую очередь должны быть исследованы следующие проблемы:

  • закономерности формирования и развития аппарата власти и управления, пути повышения его ответственности;
  • пути развития демократии, совершенствования представительной системы;
  • пути совершенствования системы права и разработка основ систематизации законодательства, практики его реализации;
  • анализ проблемы реализации законности в качестве неотъемлемого компонента образа жизни российского общества;
  • роль права как регулятора общественных отношений в период научно-технической революции;
  • пределы воздействия государства и права на общественные отношения,
  • функции права и другие.

Взгляд на государство и право  как исторически закономерные институты  человеческого общества является  логическим выводом учения об обществе.

В научной и учебной литературе предмет теории государства и  права определяется неодинаково. В  одних работах он представляется как "общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права как таковых и специфические  закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права каждого в отдельности  взятого классового (чаще употребляется  термин "исторического") типа". В других - он рассматривается как "закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и правоприменение..."12.

Имеются и другие определения предмета теории государства и права. При  существующем между ними различии все  они сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами  и процессами государственно-правовой жизни, как процесс возникновения, становления и развития государства  и права - общие закономерности данного  процесса; взаимосвязь государства  и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и  права в жизни общества и в  его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный  процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность13.

Кроме названных существуют и другие блоки вопросов, которые непосредственно  связаны с государственно-правовой жизнью и входят в содержание предмета теории государства и права. Их много, и они весьма разнообразны. Перечислять  их все нет никакой необходимости  и возможности. К тому же, как писал  французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье: "…никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать".

Необходимо отметить также, что  сам предмет теории государства  и права, как и отдельные составляющие его содержание части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается. Это, в свою очередь, не только затрудняет, но и делает бессмысленными попытки исчерпывающего определения предмета теории государства и права и его содержания как чего-то раз и навсегда данного, неизменного.

Так, например, если раньше в рамках отечественного курса теории государства  и права особое внимание уделялось "государству диктатуры пролетариата", "общенародному" государству и  праву, "государству всеобщего благоденствия", "государству ночного сторожа" и другим явлениям и понятиям, считавшимся актуальными, то в настоящее время эти теории и доктрины стали достоянием истории. На первый план вместо них все больше выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан и др.14

Не случайно в новой Конституции  России, отражающей официальный взгляд и оценку государственно-правовых явлений, особое внимание акцентируется на том, что Российская Федерация "есть демократическое  федеративное правовое государство" (ст. 1), что это - "социальное государство", политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), и т.д.

Разумеется, основа предмета теории государства  и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства  и права, ядро данной науки и учебной  дисциплины сохраняется на протяжении всего периода ее существования. Что же касается используемого при  определении общих закономерностей  материала, а также различных "частных" теорий, взглядов и представлений  о государственно-правовых явлениях, институтах и учреждениях, то они  непрерывно развиваются, сменяют друг друга и видоизменяются. В зависимости от уровня, конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняется также представление о самих государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.15

Последнее меняется не только в зависимости  от объективных, но и субъективных факторов. Например, все имеющие в настоящее  время место споры о характере  взаимоотношения государства и  права, а вместе с тем и о  содержании теории государства и права как науки и учебной дисциплины носят не только объективный, обусловленный противоречивостью исследуемого материала, но и субъективный характер.

Вопреки традиционно сложившемуся и полностью себя оправдавшему представлению  о теории государства и права  как о единой науке и учебной  дисциплине высказываются, в частности, довольно субъективные мнения относительно необходимости ее деления на две  самостоятельные отрасли знаний и учебные дисциплины - теорию государства  со своим собственным предметом  и теорию права; предлагается переименовать "теорию государства и права" в "теорию права и государства", подчеркнув тем самым приоритетную роль права над государством; высказываются  суждения о целесообразности рассмотрения "теории государства и права" как составной части "особой науки - политологии" и введения самостоятельной  дисциплины под названием "общая  теория права", которая, исследуя общие  закономерности становления и развития юридической надстройки, входит в  качестве отрасли в юридическую  науку и составляет ее основную, принципиальную часть, теоретическую  основу.16

Вполне очевидным при определении  предмета теории государства и права, равно как и при рассмотрении других ее сторон, является то, что наряду с объективными факторами нельзя не учитывать и субъективный фактор, выражающийся не только в стремлении глубже понять исследуемую материю, но и четче, доходчивее изложить полученные знания, найти им подобающее место  в общей системе знаний.

Но не менее очевидным является и то, что на первом плане в  процессе познания государства и  права должны находиться реальная действительность, объективные факторы. Это означает применительно к рассматриваемому случаю, что при решении вопроса  о характере соотношения государства  и права можно исходить не из умозрительных  заключений, а из факта их объективной взаимосвязи и взаимодействия. Важно учитывать также, что государство и право не только возникают в силу одних и тех же социально-экономических условий, но в силу этих же причин они постоянно изменяются и развиваются.

Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связаны между собой  и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные  явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические  и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие  друг на друга.

Государство в лице своих уполномоченных на то органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами, государство оказывает  прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно  связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает  необходимые предпосылки для  их эффективности17.

Из всего этого следует, что  государство и право не могут  искусственно разделяться, а следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины - теории государства и права.

 

 

 

 

 

 

2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВОВЕДЕНИЯ

2.1. Функции теории государства и права

Роль теории государства  и права для общества, государства  и в конечном итоге для человека раскрывается в ее функциях.

Под функциями науки понимают назначение и реализацию в практической жизни накопленной системы знаний. В юридической литературе выделяют разное количество функций теории государства  и права как науки. В большинстве  случаев это следствие разделения отдельных направлений научной  деятельности.

Представляется, что теория государства и права как наука  выполняет следующие функции (См. Приложение 1)18.

Познавательная (гносеологическая) - основная функция науки; сводится к производству, приращиванию аргументированных и обоснованных научных знаний. Познание государственно-правовой действительности представляет собой достаточно сложный процесс, основанный на определенных приемах. Первым, начальным является описание - констатация и интерпретация предмета исследования19.

Описание как первоначальный этап изучения реальности - явление  закономерное, неизбежное. Однако уже  на этом уровне вполне возможно теоретическое  обобщение и соответствующие  выводы.

Объяснение - следующий достаточно важный прием, свойственный юридической  науке, в том числе теории государства  и права в познании государства  и права. Задача объяснения - раскрытие  главного, сущностного в явлении  или предмете. Для этого необходимо видеть связь и отношения (структурные, функциональные и т.д.) познавательного  объекта с другими.

Результат познавательной (гносеологической) функции, как отмечалось, есть приращивание новых, объективных, достоверных знаний. По своему характеру эта функция  внутренняя; здесь проявляется основное социальное предназначение науки - изучение объективного мира. Остальные функции, как бы ни были важны с точки  зрения специальной практики, имеют  факультативный, дополнительный характер.

Интерпретационная (объяснительная) функция заключается в объяснении всех элементов предмета теории права и государства.

Эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана с развитием науки. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамику ее развития.

Прогностическая функция. Задача любой науки - предвидеть развитие, судьбу явлений и вещей, выступающих объектом исследования. Это общее требование распространяется и на юридические науки. Предвидение, прогноз судьбы, явления или события основываются на целеполагании, планировании и программировании его развития. Немаловажное значение может иметь и имеет такой прием в изучении государственно-правовых реалий, как моделирование20.

Прогноз в развитии государственно-правовых явлений должен опираться на данные специально-экономических наук. Дело в том, что теория государства  и права, как и другие юридические  науки, не в состоянии заниматься прогнозом развития иных явлений, это  не является ее задачей. Основой предвидения  выступает установление перспективы  развития и тенденции движения в государственной правовой сфере, что позволяет получить знания о причинно-следственных связях детерминированными от соответствующих объектов во времени и пространстве.

Прогнозирование в сфере  государственно-правовых явлений имеет  практическое значение. Научное прогнозирование  выступает необходимым условием обоснованной политики государства, его  структур, гарантией эффективного управления общественными процессами.

Нормативная (нормативно-прикладная) функция. Присуща любой науке, и в том числе и юридической. Проявляется в формулировании правил и рекомендаций с целью совершенствования практической деятельности человека. Правила и рекомендации могут формулироваться, вырабатываться как на эмпирическом, так и теоретическом уровне науки. Представляют собой предложения законодателю, правоприменителю, а также лучшим работникам в деле изучения таких явлений, как государство и право. По большому счету дело не столько в рекомендациях, сколько в развитии способов научной и практической деятельности. В правотворчестве на основе эмпирических исследований существуют правила подготовки концепции законопроекта, правила его структурирования, правила написания нормативных текстов и др. Аналогичное можно сказать относительно толкования юридических норм, подготовки проектов правоприменительных актов и др21.

Информация о работе Предмет и всестороннее изучение теории государства и права