Предмет и задачи курса “Основы идеологии белорусского государства”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. Его позиция близка к марксистскому пониманию идеологии.. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

Содержание работы

1) Термин «идеология». История и эволюция 3
2)Государственная идеология, как особый вид идеологии 5
3)Структура и функции идеологии белорусского государства 6
4)Выводы 8
5)Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

реферат по идеологии.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Мнистерство образования Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Предмет и задачи курса “Основы идеологии белорусского государства”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск,

2011г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Термин «идеология». История и эволюция

 

Термин «идеология» на протяжении всего своего существования менялся с течением времени, эволюционировал. На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами. В общем смысле, под идеологией понимают систему ценностей, целей как экономического, социального, так и политического характера, отвечающего интересам определенных слоев общества, политических партий, государств и др.

Первое системное учение об идеологии возникло на периферии либеральной политической мысли. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение). В научный оборот его впервые ввел в 1796 году французский философ-просветитель Антуан Дестютт де Траси в докладе “Проект идеологии”. Помимо “Проекта идеологии” важнейшими произведениями де Траси являются посвященные идеологии – «Этюд о способности мыслить», и 4-томная книга «Элементы идеологии» (1801-1815 гг.), написанная в качестве проекта реорганизации системы образования. В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.

Вслед за де Траси, термин «идеология» стали употреблять  Вольней, Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций.

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.

Свое учение Маркс и Энгельс  не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин “научная идеология” принадлежит В.И. Ленину, который применил данное понятие к марксизму.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию  идеологии оказала концепция  немецкого социолога К. Маннгейма. Его позиция близка к марксистскому пониманию идеологии.. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.

В многочисленных исследованиях, посвященных  изучению идеологии как социального  явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А. Грамши и далекий от марксизма теоретик Д. Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.

Т. Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы. К. Ленк определял идеологию  как систему ценностей, которая  легитимирует существующий в данном обществе порядок господства.

2) Государственная идеология как особый вид идеологии

 

     Носителями  идеологии могут быть не только  индивид,                 социальные группы, общественные объединения, политические партии, но и государства. Государственная идеология – совокупность идей,  идеалов,  ценностей,  концепций  и доктрин юридически закреплённая государством. Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики.

           В.А Мельник выделяет следующие составляющие государственной идеологии:

а) культурно-историческую (совокупность представлений об особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе);

б) политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также,   принципы взаимоотношений с другими государствами);        

 в)   экономическую  (система концепций и программ экономического развития); 

 г)    социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека,  в сфере науки,  культуры, образования,   здравоохранения,    пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей).

  Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации.

   Уровни государственной идеологии:

   - теоретический (статьи, монографии, доклады);

            -  юридический (государственные документы, законы, закрепляющие основные принципы и цели во внутренней и внешней политике);

   - практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).

3) Структура и функции идеологии белорусского государства

 

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия  «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления  раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

В системе ценностей  особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель –  сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена  к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Компоненты:

  1. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства                            
  2. Белорусская экономическая модель – экономическая основа
  3. Белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства.
  4. Белорусская идеологическая доктрина или национальная идея – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии  всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая  модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Структура идеологии  белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

  1. теоретико-методологический (базис системы). Цель –определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;
  2. процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;
  3. институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;
  4. инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что  если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

4)Выводы:

 

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

                       (С.В. Решетников)

 

Предмет курса

Любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.

Задачи курса

1) усвоение обучаемыми той суммы идей, ценностей, принципов, целей и представлений, которые белорусский народ положил в основу организации и деятельности своего государства и общества.

2) ознакомление обучаемых с методологией осмысления обозначенных выше вопросов. Иными словами, речь идет о постижении накопленных к настоящему времени знаний относительно феномена идеологии и государственной идеологии в частности.

3) ознакомление обучаемых с содержанием основных идейно-политических течений современности. 4)формирование гражданских качеств будущих специалистов.

5) Список использованной литературы

 

1) «Основы идеологии белорусского государства» под ред. С.В. Решетникова, С.Н. Князева, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Мн., 2004

2) «Идеология и молодежь»  под ред. Л.Е. Землякова,  С.Д.  Лаптенка.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Мн., 2004

3) Лекции по курсу «Основы идеологии белорусского государства» В.В. Артемчика




Информация о работе Предмет и задачи курса “Основы идеологии белорусского государства”