Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:10, реферат
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. Его позиция близка к марксистскому пониманию идеологии.. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.
1) Термин «идеология». История и эволюция 3
2)Государственная идеология, как особый вид идеологии 5
3)Структура и функции идеологии белорусского государства 6
4)Выводы 8
5)Список использованной литературы 10
Мнистерство образования Республики Беларусь
Реферат на тему:
Предмет и задачи курса “Основы идеологии белорусского государства”
Минск,
2011г.
Содержание
Термин «идеология» на протяжении всего своего существования менялся с течением времени, эволюционировал. На протяжении всего периода существования термин “идеология” наполнялся разным содержанием, что было обусловлено как уровнем развития социального знания, так и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами. В общем смысле, под идеологией понимают систему ценностей, целей как экономического, социального, так и политического характера, отвечающего интересам определенных слоев общества, политических партий, государств и др.
Первое системное учение об идеологии возникло на периферии либеральной политической мысли. Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение и дословно означает «учение об идеях» (idea – идея, образ, logos – учение). В научный оборот его впервые ввел в 1796 году французский философ-просветитель Антуан Дестютт де Траси в докладе “Проект идеологии”. Помимо “Проекта идеологии” важнейшими произведениями де Траси являются посвященные идеологии – «Этюд о способности мыслить», и 4-томная книга «Элементы идеологии» (1801-1815 гг.), написанная в качестве проекта реорганизации системы образования. В появившемся в начале XIX века четырехтомном исследовании "Элементы идеологии" де Траси стремился разработать методологию, с помощью которой можно было бы систематизировать идеи выдающихся мыслителей Нового времени и создать “общую теорию” идей, или науку об идеологии, которая должна исследовать естественное происхождение идей и разоблачить “иллюзорные мысли”.
Вслед за де Траси, термин «идеология» стали употреблять Вольней, Кабанис, Гар, Джерандо, Ланселин и др.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций.
К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики. С позиций марксизма политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.
Свое учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Термин “научная идеология” принадлежит В.И. Ленину, который применил данное понятие к марксизму.
Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма. Его позиция близка к марксистскому пониманию идеологии.. Маннгейм разделил идеологии на тотальные и частичные. Радикальные тотальные идеологии это идеологии эпохи или конкретной исторической и социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие и характер всей структуре сознания этой эпохи или группы. Частичные идеологии производят функциализацию лишь на психологическом уровне. Речь идет лишь о том, что те или иные идеи и представления определенных слоев и групп являются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует интересам группы или слоя.
В многочисленных исследованиях, посвященных изучению идеологии как социального явления, в разное время были предложены интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии. Так, марксист А. Грамши и далекий от марксизма теоретик Д. Белл подчеркивали, что главное отличие идеологии от философии или просто идей в том, что она всегда ориентирована на практику, на превращение идей в социальное действие.
Т. Парсонс понимал под идеологией
систему ценностей данного
Носителями
идеологии могут быть не
В.А Мельник выделяет следующие составляющие государственной идеологии:
а) культурно-историческую (совокупность представлений об особенностях и роли данного народа в мировом историческом и культурном процессе);
б) политическую (комплекс идей и норм, которые касаются функционирования общественно-политических институтов: государственных органов власти, политических партий, избирательного процесса, специфики взаимоотношений между гражданами и государством, а также, принципы взаимоотношений с другими государствами);
в) экономическую (система концепций и программ экономического развития);
г) социогуманитарную (система концепций и программ, реализуемых государством в области прав и свобод человека, в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, пропаганде определённых морально-нравственных и гражданских идей).
Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации.
Уровни государственной идеологии:
- теоретический (статьи, монографии, доклады);
- юридический (государственные документы, законы, закрепляющие основные принципы и цели во внутренней и внешней политике);
- практический (повседневная жизнь, человеческая деятельность в которой реализуются и выражаются принципы государственной идеологии).
Ядром идеологии белорусского
государства является идея Отечества.
В моменты кризисов именно понятия
«Родина» и «Отечество» становятся
политическим средством преодоления
раскола между властью и народо
В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.
Фундаментальная цель –
сильная демократическая
Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.
Компоненты:
На сегодняшний день
уже можно говорить о наличии
всех четырех гармоничных
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.
Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.
(С.В. Решетников)
Предмет курса
Любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.
Задачи курса
1) усвоение обучаемыми той суммы идей, ценностей, принципов, целей и представлений, которые белорусский народ положил в основу организации и деятельности своего государства и общества.
2) ознакомление обучаемых с методологией осмысления обозначенных выше вопросов. Иными словами, речь идет о постижении накопленных к настоящему времени знаний относительно феномена идеологии и государственной идеологии в частности.
3) ознакомление обучаемых с содержанием основных идейно-политических течений современности. 4)формирование гражданских качеств будущих специалистов.
1) «Основы идеологии белорусского государства» под ред. С.В. Решетникова, С.Н. Князева, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Мн., 2004
2) «Идеология и молодежь» под ред. Л.Е. Землякова, С.Д. Лаптенка.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Мн., 2004
3) Лекции по курсу «Основы идеологии белорусского государства» В.В. Артемчика
Информация о работе Предмет и задачи курса “Основы идеологии белорусского государства”