Предмет, система курса « Основы права». Основные понятия государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:59, реферат

Описание работы

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.

Файлы: 1 файл

ОП срс №1.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Время во многих рабовладельческих  государствах сохранялись остатки  первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права  феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость  крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени - монархия, но одновременно возникают представительные органы.

В каких странах возникли древнейшие представительные органы и  как они назывались?

Характерной особенностью государства  и права времен феодализма очень  большое влияние религиозных  норм.

С развитием капитализма  во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию  нового типа государства - капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства - социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства - системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе  формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком  уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой - создают  развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится  построить многие страны мира, в  других она уже существует.

Вместе с тем есть немало сторонников теории конвергенции, т.е. сближения, постепенного слияния особенностей двух систем - социалистической и капиталистической. От капитализма, считают его авторы, нужно взять высокий уровень  развития производительных сил и  эффективную систему саморегулирующейся экономики, от социализма - систему  экономического регулирования и  высокоразвитую систему социальных гарантий. Такое общество должно обеспечить надлежащий жизненный уровень каждой семьи, каждого человека.

 

 

  1. Форма государства ( форма правления,  форма государственного устройства,  политический режим).

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1)  форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2)  форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.

3)  политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

 Основные виды форм государственного устройства:

а)  унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований; 
б)  федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями; 
в)  конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

Основными формами правления  являются:

1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

      а)  абсолютная – власть монарха ничем не ограничена; 
      б)  ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2)  республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

     а)  президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства; 
     б)  парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность. 
     в)  смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

  • Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.
  • Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.
  • Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.
  • Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.
  • Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

 

  1. Особенности правового государства.

Основу правового государства составляют принципы справедливости. Правовое государство – не просто соблюдение формальной законности и правопорядка, но и справедливость, основанная на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности.

Правовое государство – это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений.

В идее правового государства  можно выделить два главных элемента:

  • свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав и свобод;
  • ограничение государственной власти правовыми нормами.

Государство должно гарантировать, что учреждения и иные структуры  государственной власти будут обеспечивать ее наиболее полное соблюдение.

Кроме того, неотъемлемым элементом  правового государства является демократия.

Правовое государство  по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется на основе принципа юридического равенства.

Государство обязано соблюдать  и защищать не только права и свободы  граждан, непосредственно закрепленные Конституцией, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании закона.

Правовым государство  является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности любого  правового государства лежат следующие принципы:

  • верховенство закона, господство права над государством;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • ответственность государства перед своими гражданами;
  • равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

В условиях построения правового  государства имеет большое значение правовая активность граждан (правовое воспитание, правосознание и правовая культура) как фактор его возникновения и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Сборник законодательных актов;
  2. Конституция РК  1995 г.;
  3. Баймаханов М.Т. Правовое государство.
  4. Основы государства и права РК. 1997 г.
  5. Теория государства и права, А. В. Васильева . М., 1983 год

Информация о работе Предмет, система курса « Основы права». Основные понятия государства и права