Предмет теории государства и права как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Теория государства и права – это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии.
Исходником для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и права очевиден. Государство и право, их законы возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство и право – относительно самостоятельные социальные явления, принадлежащее юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами, собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Исходя из этого можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что существует тесная внутренняя связь между теорией государства и права и историей государства и права. Предметом истории государства и права является фактическое, длившиеся в течение известного периода времени развитие государства и права в отдельно взятой стране или группе стран. Задача истории – точное, научное, систематическое изложение и объяснение процессов, фактов, событий, имевших место в определённый период времени. Поэтому её материал располагается в хронологическом порядке, по периодам. Подлинно научная история государства и права: её периодизация, характеристика каждого периода, оценка того или иного юридического памятника, выяснение причин, вызвавших изменения в данном государстве, в правовой системе и предполагают правильное понимание самой сущности государства и права.

 

               Близкими по содержанию являются предметы теории государства и права и истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений – это история самой теории государства и права в её развитии. В этой истории теория предстает в виде различных концепций анализа государственно-правовой деятельности. Взгляды мыслителей древности, средневековья и позднейших исторических эпох на те или иные явления государства и права позволяют выявить историческую значимость соответствующих проблем, показать преемственность в развитии государственно-правовых идей, раскрыть истоки зарождения государственно-правовых ценностей, показать механизмы их закрепления в общественном сознании.

  Предмет теории государства и права не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики.

Теория государства  и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.

В отличие от догмы  права, изучающей и решающей практические юридические задачи и проблемы, теория государства и права изучает  общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы и когда бы оно ни существовало.

Предмет теории государства  и права – это динамичная категория, которая постоянно уточняется.

 

 

 В отечественной  науке идет дискуссия о возможности  выделения из состава теории  государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии государства и права.

Итак, предметом теории государства и права выступают  такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Функции теории государства и права.

 

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Теория государства  и права как фундаментальная  наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права  отвечает на вопросы, что есть государство  и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.5

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства  и права выполняет по отношению  к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Идеологическая функция. Идеология — система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в  соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская  функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование  имеет большое значение для предвидения  в государственно-правовой сфере, оно  позволяет «заглянуть» в будущее  государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Метод теории государства и права.

2.1 Основные походы в изучении  государства и права.

 

 

 

 Термин «метод» введена научный  оборот древними греками. Под ним понимается способ, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы ― продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.6

 Методы теории государства  и права — это приемы, способы,  подходы, которые используются  ею для познания своего предмета  и получения научных результатов.  Учение о методах научного  познания называется методологией.

Методология теории государства  и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства  и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния,

но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Теория государства  и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно  развивающаяся, живая наука, находящаяся  в непрерывном поиске. Обновляя и  развивая свои методы познания, она  приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой практике.7

Вместе с тем поиск  новых и обогащение арсенала существующих средств позволяют теории права и государства решать свою важнейшую внутреннюю задачу - сводить в единую систему все знание о своем предмете. Знание методологии теории права и государства проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирования в определенной области государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другими общественными науками. Здесь уже теория права и государства использует в качестве своего наиболее широкого методологического основания мировоззренческие закономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы, например, на вопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или разрабатывает общие понятия: закон, законодательство, правовая норма, правовое регулирование и др. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических позиций осмысливать свой предмет изучения.

Многовековой мировой  опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и  многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

Вместе с тем любая  теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую  копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани  изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства  и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.

Методы теории государства  и права, как уже говорилось, тесно  связаны с ее предметом. Последний  отвечает на вопрос, что изучает  теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

  Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменение содержания теории требует совершенствования методов. Фр. Бэкон утверждал, что искусство открытия росло с самим открытием. Вместе с тем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять друг друга.

  Как отдельные методы, так и методология в целом определяются предметом самой науки. Важную роль играют субъективные факторы.

 

 

2.2 Методы изучения государства и права.

 

Методология предмета теория государства  и права достаточно сложна. Она  включает в себя самые различные  по степени общности и познавательными задачами приемы:

Философский метод.

Философские методы отражают взгляды людей на мир и их место  в этом мире, включая идею о ценностях  жизни. Они отвечают на вопросы, из чего состоит мир, познаваем ли он, как  должен мыслить человек и как он должен действовать. Философские методы используются всеми науками без исключения и составляют ядро соответствующего типа мировоззрения.

Следовательно, содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности  и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.8

Принцип объективности  означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым  явлениям и предметам так, как  они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества9.

Информация о работе Предмет теории государства и права как науки