Предпосылки возникновения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права.

Содержание работы

Первобытнообщинный строй и его характеристика.
Предпосылки возникновения государства и права.
Понятие и признаки государства.

Файлы: 1 файл

контр. общая теория права(+) - копия.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

 

     Содержание:

  1. Первобытнообщинный строй и его характеристика.
  2. Предпосылки возникновения государства и права.
  3. Понятие и признаки государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.Первобытнообщинный строй и его характеристика. 

Правильное понимание  любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление  возникло, как оно развивалось  и каким стало в современной  действительности. Такой исторический подход необходим для познания и  уяснения сущности государства и  права. Подробное изучение истории  возникновения государства и  права у разных народов рассматривается  в курсе истории государства  и права.

В курсе общей теории права  дается лишь обобщенная картина главных  закономерностей происхождения  государства и права. 
К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества. Это положение представляется сегодня очевидным: по новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека (homo sapiens, или неоантропа) насчитывает около 40 тыс. лет.

Между тем первые государственные  образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад. Иными словами, десятки тысяч  лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная государства  и права. Этому периоду соответствовали  другие формы организации человеческого  общества. Их остатки сохраняются  у некоторых народов и в   настоящее  время. 
Самые ранние формы объединения предков современного человека — архантропов и палеоантропов — были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные “семьи”, но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников неандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны лишь с применением примитивных орудий, которыми служили палки, колья, камни. 
Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные “крючки” для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей, появляется первобытная родовая община, ставшая основной общественной ячейкой первобытного  человека. 
Прежние “дородовые” объединения не были устойчивыми, не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без объединения рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между представителями разных родов) явилось, поэтому, одной из важнейших закономерностей эволюции человечества. 
         

            Большое значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства, его материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины, зачастую при максимальном напряжении объединенных усилий. Все члены родовой общины, не исключая и подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, составлял общую собственность общины и делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило. 
                                                                                                                                     Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный, доход, нежели охота мужчин, не всегда удачная. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян). 
Другой закономерностью является и тот факт, что родовая община сохраняла свою роль не только в глубокой древности, но и на последующих ступенях развития цивилизации — в период становления раннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славянских  народов.  

        Таким образом, род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью  членов  рода. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Предпосылки возникновения государства и права.

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки  для его качественного преобразования.  
По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

        Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. 
          Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров - купцов. 
Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

         В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

         Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. 
         Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал,

что благодаря государству  экономически господствующий класс  становится и политически господствующим классом.

     Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

          Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества. 

          Причины возникновения государства:

1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов). 
3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества. 
4.  Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества. 
 
           В целом, причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство:

1. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. 

2. Право является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях   

3. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий  и  конфликтов.  
 
4. Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона.  
5. Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. 
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные  точки  зрения: 
       - возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно  с  возникновением  государства; 
      - право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения  возникает  ранее, чем  государство; 
      - возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе  длительного  развития  общества. 
        Основная норма поведения в период первобытнообщинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов  общества  в  равной  степени. 
       Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

      В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе.  
       Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые  обеспечивались  государством. 
 
 
                                

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и признаки государства.

Государство – это:

- территориальное образование;

- организация политической власти, которая осуществляет управление - обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;

- особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

- сложный и организованный механизм управления.

Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием  специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом  или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся  внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.

    Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти.

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости  от их местонахождения.

Государство обладает суверенитетом.

Суверенитет:

-  верховенство власти внутри страны;

- независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.                                                                                                            Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства надгосударственной организации или другому государству).

       Государство, которое, прежде всего, реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое государство  – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается  в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение  законности и правопорядка является основой прочности демократии и  жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Информация о работе Предпосылки возникновения государства и права