Президент РФ и исполнительная
власть в государственном управлении.
Конституция РФ определяет статус Президента
РФ как главы государства. Президент РФ
осуществляет государственную власть,
«возвышаясь» над всеми тремя ветвями
государственной власти: законодательной,
исполнительной и судебной. Президент,
выполняя важнейшие государственные функции,
не входит в систему какой-либо ветви государственной
власти. Президент РФ имеет законодательно
установленные полномочия, взаимодействует
со всеми ветвями власти, принимает участие
в организации деятельности федеральных
органов государственной власти, но не
является главой ни одной из трех ветвей
государственной власти.
Субъектом административного
права Президента РФ делает то обстоятельство,
что в Основном законе нашей страны закреплен
ряд полномочий Президента РФ в области
исполнительной власти. Так, в соответствии
с Конституцией РФ Президент РФ осуществляет
следующие полномочия:
- совместно с Правительством РФ обеспечивает
в соответствии с Конституцией РФ осуществление
полномочий федеральной государственной
власти на всей территории Российской Федерации;
- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными
законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства;
- назначает с согласия Государственной
Думы Председателя Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседаниях
Правительства РФ;
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
- представляет Государственной Думе кандидатуру
для назначения на должность Председателя
Центрального банка РФ; ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка РФ;
- по предложению Председателя Правительства
РФ назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства РФ, федеральных министров;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности
РФ, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину РФ;
- формирует Администрацию Президента
РФ;
Президент РФ,
не будучи главой исполнительной власти,
играет тем не менее весьма значительную
роль в сфере ее организации (т. е. формирования
системы органов исполнительной власти)
и функционирования (т. е. практического
осуществления функций, компетенции, полномочий).
Президент РФ
как глава государства имеет множество
важнейших полномочий, которые связаны
с организацией и деятельностью государственных
органов исполнительной власти:
- гарантирует права и свободы человека
и гражданина, которые реализуются чаще
всего в области организации и функционирования
государственного управления;
- формирует Правительство РФ;
- предлагает для одобрения Государственной
Думе Федерального Собрания кандидатуру
Председателя Правительства РФ (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);
- обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти РФ;
- вправе принимать или отклонять отставку
Правительства РФ;
- определяет внутреннюю и внешнюю политику
Российской Федерации (тем самым он оказывает
огромное влияние на содержание деятельности
высшего органа исполнительной власти
в стране);
- вправе приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов
РФ в случае противоречия этих актов Конституции
РФ, федеральным законам, международным
обязательствам России или нарушения
прав и свобод человека и гражданина, но
только до решения данного вопроса соответствующим
судом. Поэтому такое право ограничивается
во времени и контролируется по содержанию;
- вправе использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий
между органами исполнительной власти
Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов РФ как по своей инициативе,
так и по инициативе органа исполнительной
власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
- представляет Государственной Думе Федерального
Собрания кандидатуру для назначения
на должность Председателя Центрального
банка РФ; ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении его от должности;
- по предложению Председателя Правительства
РФ назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства РФ, федеральных министров;
- представляет Совету Федерации Федерального
Собрания кандидатуры для назначения
на высшие судебные должности, а также
кандидатуру Генерального прокурора РФ;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности
РФ;
- формирует и осуществляет руководство
Администрацией Президента РФ;
- утверждает военную доктрину Российской
Федерации;
- назначает и освобождает от должности
полномочных представителей Президента
РФ в российских регионах;
- назначает и отзывает дипломатических
представителей РФ в иностранных государствах
и международных организациях.
Реализуя свои
полномочия, Президент РФ издает указы
и распоряжения, обязательные для исполнения
на всей территории РФ. Акты Президента
РФ не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным конституционным законам
и федеральным законам. В сфере организации
и функционирования государственных органов
исполнительной власти действует множество
указов и распоряжений Президента РФ.
В распоряжении Президента РФ имеется
создаваемый им в соответствии с Конституцией
РФ специальный аппарат – Администрация
Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение
деятельности Президента РФ необходимыми
организационными и информационными
условиями. В ее составе действует несколько
структурных подразделений. Среди них
наиболее существенна роль Главного государственно-правового
управления и Главного контрольного
управления. Первое из них ведет юридическую
работу: подготовку проектов нормативных
указов Президента, обеспечение его правовой
информацией и т.п. Функции второго связаны
с осуществлением контроля за исполнением
указов Президента РФ органами исполнительной
власти.
Администрация
Президента РФ в целях обеспечения его
деятельности осуществляет следующие
функции:
- организация подготовки законопроектов
для внесения их Президентом РФ в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ в порядке
законодательной инициативы;
- подготовка проектов заключений на законопроекты,
принятые Государственной Думой;
- подготовка предложений о подписании
Президентом РФ федеральных законов либо
об их отклонении;
- подготовка, согласование и представление
Президенту РФ проектов указов, распоряжений,
поручений и обращений Президента РФ,
а также аналитических докладов, справок
и иных необходимых Президенту документов;
- обеспечение деятельности Совета Безопасности
РФ, Государственного совета РФ и других
совещательных и консультативных органов
при Президенте РФ;
- осуществление контроля за исполнением
федеральных законов (в части, касающейся
полномочий Президента РФ, в том числе
по обеспечению прав и свобод человека
и гражданина), указов, других решений
Президента РФ;
- подготовка предложений Президенту РФ
об обеспечении согласованного функционирования
и взаимодействия органов государственной
власти;
- обеспечение взаимодействия Президента
РФ с политическими партиями, общественными
и религиозными объединениями, профессиональными
союзами, организациями предпринимателей
и торгово-промышленными палатами;
- обеспечение диалога со структурами
гражданского общества, содействие их
развитию и укреплению;
- обеспечение взаимодействия Президента
РФ с государственными органами иностранных
государств и их должностными лицами,
с российскими и зарубежными политическими
и общественными деятелями, с международными
и иностранными организациями;
- содействие Президенту РФ в реализации
его полномочий по кадровым вопросам;
- сбор, обработка и анализ информации
о социально-экономических и политических
процессах в стране и за рубежом;
- учет и анализ обращений граждан, предложений
общественных объединений и органов местного
самоуправления, представление соответствующих
докладов Президенту РФ.
Тесную связь
главы государства и Правительства (или
зависимость Правительства от Президента)
можно увидеть в ст. 111 и ст. 116 Конституции
РФ, которые устанавливают зависимость
срока полномочий Правительства от срока
полномочий Президента. Президент наделен
Конституцией правом по отмене постановлений
и распоряжений федерального правительства
(ст.114) и приостановлению действия актов
органов исполнительной власти субъектов
РФ, в случае их противоречия Конституции
и федеральным законам (ст.85), то есть Президент
выступает в качестве своеобразной надзорной
инстанции.