Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрен институт президентсва Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации 1993 года. Многие политологи, аналитики и представители политических движений говорят о возможном внесении поправок в Конституцию, связанных именно с институтом президентства, так как Конституция 1993 года писалась под определенного человека - Б. Н. Ельцина, и наделяла его чрезмерно обширными правами и полномочиями. Это было необходимо в то время, и было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. На сегодняшний же день эта система считается неактуальной, и предполагается переход к более демократичной и совершенной. Но так ли она авторитарна ? Сейчас мы это и посмотрим.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................2


Конституционно-правовой статус Президента России...................................2-6


Полномочия главы российского государства...................................................6-12


Порядок вступления вновь избранного Президента России в должность....12-15


Основания и порядок прекращения полномочий Президента России..........16-20


6. Заключение.........................................................................................................21


7. Список литературы.............................................................................................22

Файлы: 1 файл

контрольная работа Президент Российской Федерации.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Конституционное регулирование  статуса Президента предусматривает  основания досрочного прекращения  его полномочий. Таких основания, согласно ч. 2 ст. 92 Конституции, насчитывается  три:

  • отставка президента;
  • неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  • отрешение Президента от должности.

Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки.

Более сложный процесс  прекращения президентских полномочий на основании стойкой неспособности  Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормативных актах Российской Федерации не установлен порядок и процесс установления факта наличия стойкой нетрудоспособности, каковы ее критерии, как обеспечивать такого рода решение, кто его обнародует.

В отличие от двух названных оснований прекращения полномочия Президента, порядок отрешения его от должности прописан в конституции Российской Федерации 1993 года весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основание для такого решения Парламента, согласно Конституции, является совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление»  конкретизируется в Уголовном кодексе  РФ. Согласно ст. 275 УК РФ под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иной оказание  помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации регулирует процедуру  отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью  Президента в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения этой меры ответственности.

Процедура отрешения  Президента от должности реализуется  на основе тесного взаимодействия палат  Федерального Собрания. Обвинение Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления выдвигается Государственной Думой. Порядок выдвижения обвинения регулируется Конституцией Российской Федерации и главой 22 регламента Государственной Думы. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть группа депутатов численностью не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении государственной процедуры отрешения Государственная Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу. Согласно ч. 2  ст. 177 Регламента Государственной Думы специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании

Основная задача комиссии – детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Комиссия должна иметь право  требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения. Получать другую нужную ей информацию.

Подготовительной комиссией  специальное заключение передается в Государственную Думу и подлежит обсуждению на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции Российской Федерации  для продолжения процедуры отрешения  Президента заключении комиссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения.  В противном случае представление отрешения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Государственной Думой может быть принято решение о выдвижении обвинении Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение, согласно ст. 180 Регламента Государственной Думы, принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов. Конституция точно не устанавливает, о каком числе депутатов идет речь: конституционно установленном или реально избранном. Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации, речь идет об общем числе депутатов, которые должны быть избранны.

Выдвинутое Государственной  Думой обвинение, согласно ч.1 ст. 93 Конституции России, должно быть направлено в Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения Президента от должности.

Если Верховный Суд  должен дать заключение о существе выдвинутого Государственной Думой  обвинения, то Конституционный Суд  – о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Таким образом, объектом анализа Конституционного Суда является деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подготовке заключения об отрешении Президента от должности. Содержание ч. 1 ст. 93 Конституции Российской Федерации дает основания утверждать, что при выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а так же при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Решение об отрешении  Президента от должности при наличии  соответствующих документов принимает  Совет Федерации большинством в  две трети голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом должны быть тщательно обсуждены все документы, связанные с процессом отрешения, указанные в Конституции. Совет Федерации должен определиться со способом голосования. Его решение оформляется специальным постановлением.

Решение Совета Федерации  об отрешении Президента от должности  должно быть принято не позднее, чем  в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения  против главы государства. Если в  этот срок решения Совета Федерации  не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным, согласно ч. 3 ст. 93 Конституции. Установление предельного срока необходимо для того, чтобы исключить  чрезмерную затяжку решения крайне важного для государственной жизни вопроса, постановка и прохождение которого уже сами по себе должны оказывать дестабилизирующее влияние на положение в стране. Этот срок вполне достаточен для принятия взвешенного и объективного решения с соблюдением всех процедур.

Для объективного решения  вопроса о судьбе президентских полномочий Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 109  устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции должны осуществляться. Поэтому Конституция России 1993 года предусматривает институт временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 92). Чтобы исключить возможные попытки злоупотребления этой ситуацией переходного периода, ч. 3 ст. 92 Конституции установлено правило о невозможности принятия ряда решений исполняющим обязанности Президента. Он не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум. А так же вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

 

6. Заключение

 

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Хотя Конституция 1993 года наделяет Президента широчайшими полномочиями, она содержит в себе систему сдержек и противовесов, которая хоть и несравнима с возможностями президента, но всё же ограничивает его власть. Что же касается изменения Конституции в сторону демократичности, то в свете сегодняшней политики Правительства и Президента, про-президентского парламентского большинства, грядущих выборов 2008 года (особенно на фоне состоявшегося референдума в Беларусии), особенно остро становится вопрос : не будет ли новая или дополненная Конституция наделять его властью и полномочиями практически абсолютного монарха ?

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.97 № 124-ФЗ.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.99 года № 906 «Об утверждении описания символа президентской власти – знака Президента Российской Федерации».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.94 года № 319 «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2000 года  № 832 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Российской Федерации».
  7. Регламент Государственной Думы от 22.01.98  № 2134-// ГД.
  8. Конституционное право: Учебник/Отв.ред. А.Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000
  10. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 1998. № 1.

11. Радченко В. М. Президент  Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 1995. № 8.

12. Марченко М. Н. Политико-правовой  статус института президента // Вестник  Московского университета. Сер  II. Право. 1992. № 2.

13. Туманов В. А. Быть России  президентской республикой // Российские вести. 1993. 6 апреля.

14. Скуратов Ю. Парламент и  Президент в Конституции РФ // Российская Федерация. 1994. № 5.

15. Окуньков Л. А. Президент  Российской Федерации. Конституция  и политическая практика. М., 1996.           

16. Указы Президента РФ, Постановления Конституционного Суда – Правовая система «Консультант +».

17. Кулябин А. И. Президентство  – лучшая ли это форма исполнительной  власти // Государство и право. 1992. № 8. 

18. Котенков А. А. Президент  – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.

19. Уголовный Кодекс  Российской Федерации.

1 ч.1 ст. 81 Конституции РФ 1993 года.

2 ч. 3 ст.81 Конституции РФ 1993 года.

3 ст. 78 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 31.12.99 № 228-ФЗ

3 ч.1 ст. 82 Конституции РФ




Информация о работе Президент Российской Федерации