Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.

Содержание работы

Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти
2. Порядок избрания Президента РФ
3. Полномочия Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая президент РФ.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайное положение вводится на всей территории страны или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ подлежит утверждению Советом Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции). Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом. Отказ Совета Федерации утвердить указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения не влечет автоматического прекращения его действия. Однако противоречие такого указа Конституции Российской Федерации в силу ч. 1, ч. 2 ст. 15 и ч. 3 ст. 90, обязывает всех участников конституционно-правовых отношений воздерживаться от соблюдения, исполнения или применения его положений, и накладывает на самого Президента Российской Федерации обязанность отменить данный акт.

Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию.

Глава государства правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения на свободу передвижения, усиливать охрану общественного порядка, вводить ограничения на отдельные виды финансово-экономической деятельности, запрещать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы меры, вплоть до введения комендантского часа, ограничения свободы средств массовой информации и др.

Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

Конституция РФ предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ (ч. 5 ст. 109). Совет Федерации также продолжает свою работу в течение всего периода чрезвычайного положения.    

 Режим чрезвычайного  положения прекращается по истечении  срока, на который вводился, либо  может быть продлен с согласия  Совета Федерации указом Президента  РФ, если не достигнуты цели  его введения. Президент также  наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

 

6. Полномочия Президента  РФ в сфере внешней политики.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики закреплены в ст. 86 Конституции РФ.

Согласно п. «а», Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент непосредственно инструктирует Министра иностранных дел по принципиальным вопросам, устанавливает прямые контакты с главами других государств, систематически ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.д.

В соответствии с п. «б» ст. 86 Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры России.

Полномочия главы государства вести переговоры и подписывать международные договоры, признано в праве международных договоров. Согласно Венской конвенции «О праве международных договоров», глава государства в силу своей функции и без необходимости специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим государство при совершении всех действий, относящихся к заключению договоров.

Подписание Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое значение. В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора условливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить, что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые, согласно ФЗ № 101-ФЗ от 15.07.95 г. «О международных договорах» , не требуют ратификации или утверждения.

Подписание ратификационных грамот является составной частью процедуры ратификации международных договоров (п. «в»). Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения Российской Федерацией согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.         

 Поскольку, согласно закону  «О международных договорах», ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, то Президент может подписать ратификационную грамоту только по завершении законодательного процесса (принятие закона Государственной Думой о ратификации, его рассмотрение Советом Федерации и подписание самим Президентом).

Именно на основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью Министра иностранных дел.

Не подписание Президентом ратификационной грамоты или федерального закона о ратификации, по существу, означает отказ от заключения договора, что, само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.

Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается, что международный договор ратифицируется Федеральным Собранием РФ; приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являющихся его неотъемлемой частью.

Ратификационная грамота заканчивается торжественным заявлением о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами.

Согласно п. «г», Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота - документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указывается имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между российским Министерством иностранных дел и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям.

Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту РФ главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

 

7.  Иные полномочия Президента РФ.

Наряду с вышеперечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

К компетенции Президента РФ относится решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического убежища (п. «а» ст. 89). В Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства решаются Президентом РФ. Это сделано федеральным законом РФ № 1948-1 от 28.11.91 г. (в ред. от 31.05.02 г.) «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения по вопросу о восстановлении гражданства, дает разрешения на выход их гражданства, дает разрешение гражданину РФ иметь гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство, предоставляет почетное гражданство РФ.

Предоставление Президентом политического убежища осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие) не признаваемые в РФ преступлением. Вопросы о предоставлении политического убежища в РФ решаются в соответствии с Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией  политического убежища», утвержденным Указом Президента РФ № 746 от 21.07.97 г. (в ред. от 01.12.03 г.).

На основании п. «б» ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ. При Президенте действует комиссия по государственным наградам.

Президент РФ осуществляет помилование (п. «г» ст. 89). Актом помилования глава государства подтверждает свое решение о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Решение о помиловании принимается только в отношении тех лиц, по делам которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу. Помилование всегда носит индивидуальный характер – относится к одному лицу или нескольким конкретным лицам, и этим отличается от амнистии.

В соответствии со ст. 90  устанавливаются полномочия Президента на издание правовых актов. Президент издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента - это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.         

 Нормативные акты Президента  имеют особое значение для  функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов (ч. 1 ст. 115).

По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент может, не нарушая требования ч. 3 ст. 90, опережающе издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа Президента.

Порядок вступления в силу актов Президента установлен                                  Указом  Президента РФ № 763 от 23.05.96 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти»   (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

 
 
 
 
 
 
 
 

ЗКЛЮЧЕНИЕ.

 

Формирование России как государства происходило на протяжении не одной сотни лет. Роль правителя  всегда была очень велика. От деятельности института власти зависело как наступление хаоса и беззакония в государстве, так и  многие прогрессивные преобразования. С появлением в России института Президента, на главу государства возлагаются надежды значительной части населения. А так как Президент – это руководитель страны, получающий свои полномочия путем выборов, то его легитимность  должна быть  наивысшей и  избрание относительным большинством голосов, по крайней мере, в первом туре, представляется недопустимым.  Федеральный закон  № 19-ФЗ  от 10.01.03 г. «О выборах Президента РФ» устанавливает мажоритарную систему абсолютного большинства голосов  (т.е. в поддержку кандидата на должность Президента должно проголосовать более половины избирателей ).

В России,  в соответствии со статьей 10 Конституции РФ, действует принцип разделение властей - органы законодательной, исполнительной и судебной власти – самостоятельны.  Президент не относится ни к одной из ветвей, но находится в тесном и органичном взаимодействии со всеми структурами публичной власти.

Некоторое смещение общего объема государственно-властных полномочий в сторону института Президента является исторически обоснованным и в целом отвечающим принципам закрепленного Конституцией демократического государства.

 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.   Конституция РСФСР 1978 г.

3.   Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г. (в ред. от 30.06.2003 г.)

4.   Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 10.10.1995 г. (в ред. от 27.09.2002 г.)

5.   Федеральный конституционный закон «О военном положении» № 1-ФКЗ от 30.01.2002 г.

6.   Федеральный закон «О выборах Президента РФ» № 19-ФЗ от 10.01.2003 г.

7.   Федеральный закон «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992 г. (в ред. от 25.07.2002 г.)

8.   Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» № 1948-1 от 28.11.1991 г. (в ред. от 31.05.2002 г.)

9.   Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 г. (в ред. от 09.10.2002 г.)

10.  Федеральный закон  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994 г. (в ред. от 22.10.1999 г.)

11.  Федеральный закон  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» № 175-ФЗ от 20.12.2002 г. (в ред. от 23.06.2003 г.)

12.  Федеральный закон  «О международных договорах РФ» № 101-ФЗ от 16.06.1995 г.

13.  Указ Президента РФ «О штандарте (флаге) Президента РФ» № 319 от 15.02.1994 г. (в ред. 06.05.2000 г.)

14.  Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины РФ» № 706 от 21.04.2000 г.

15.  Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 867 от 17.05.2000 г. (в ред. от 25.11.2003 г.)

16.  Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» № 746 от 21.07.1997 г. (в ред. от 01.12.2003 г.)

17.  Постановление Конституционного суда РФ «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ» № 28-П от 11.12.1998 г.

18.   Кузнецов Е.Л.  Из истории создания института Президентства СССР //Государство и право. 1996. № 5.

19.  Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции РФ // М., Юрист, 2002.

20.  Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ //М., Юрайт, 2002.

21.  Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ //М., Спарк, 2002.

22.  Топорнин Б.Н. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий// М., Юрист, 1997.

Информация о работе Президент Российской Федерации