Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:52, курсовая работа
Проблема правонарушений была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества, она не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях. Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления являются элементом любого здорового общества.
Понятие и признаки правонарушения………………………………….5
Виды правонарушений…………………………………………………12
Факторы правонарушений……………………………………………..19
Этот метод исходит из того, что отрицает наличие одной единственной причины, которая обусловливала бы все формы отклоняющего поведения. Он не пытается вычислить удельный вес вклада каждого социального фактора в совокупный итог действия всех криминогенных факторов, т.е. математически определить роль каждого социального явления в генезисе правонарушаемости. Вместе с тем предлагаемый подход не только не исключает, но и не умаляет роли ни одного из социальных явлений, образующих комплекс причин правонарушаемости. Вопрос состоит не в том, существуют или не существуют собственно социальные факторы, которые сами по себе со стопроцентной вероятностью превращали бы людей в правонарушителей. Таких феноменов в обществе нет (денежные затруднения, например, могут толкнуть человека на кражу, но в неменьшей степени и на труд; безотцовщина может способствовать как деформации личности, что в состоянии иногда привести к правонарушению, так и ее закалке). Вопрос состоит в том, чтобы искать механизм взаимодействия социальных явлений, каждое из которых, может быть, и не порождает противоправные деяния, но которые, взятые вместе, порождают правонарушаемость как свой совокупный эффект.
Исследования показали, что этот механизм, прежде всего, проявляется в противоречии между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения, которые, в конечном счете, зависят от его общественного положения.
Несоответствие (рассогласование) социальных статусов индивида друг другу обусловливает его покушения на существующий общественный порядок. Так поступает личность, когда ее экономическому господству не соответствует фактическое положение в сфере политики, где формально равны все (она покупает государственных чиновников, "голоса" на выборах, старается опорочить политического противника или даже устранить его физически и т.д.), в семье (прелюбодеяние), в сфере быта (изнасилование, убийства) и т.п. Так поступает интеллигент, когда его образовательный статус не обеспечивает ему соответствующего места в экономике, политике, культуре ("беловоротничковая" преступность как средство улучшения положения в обществе). Так поступает политический деятель, когда злоупотребляет властью, чтобы "уравнять" свое экономическое положение с ролью в партии и государстве. Так поступают лица наемного труда, когда продажа рабочей силы не позволяет удовлетворить сформированные обществом потребности, что побуждает их к использованию нелегальных возможностей. Наконец, так поступают те, кто вообще не занимает официальных социальных позиций или занимает их не во всех сферах и у кого иных, кроме нелегальных, средств к жизни нет (деклассированные элементы, безработные, заключенные и т.д.).
Противоречия между потребностями и социальными средствами их удовлетворения, равно как и рассогласования статусов индивида, неизбежны. Тип реально удовлетворяемых потребностей высшего слоя общества задает уровень потребностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается.
Аналогично этому социальные статусы индивидов, занимающих места в производстве, политике, культуре, в быту, в потреблении, неизбежно рассогласуются вследствие того, что все эти сферы общественной жизни развиваются неравномерно.
Развитие начинается, как правило, с эволюции производительных сил, изменяющей количество и качество социальных позиций, в частности, структуру рабочих мест, а, следовательно, и те пропорции, в которых индивиды распределяются по общественным классам и группам. От состояния производительных сил зависит и доля общественного продукта, получаемая каждой социальной группой, а, в конечном счете, и каждым индивидом. Наконец, уровень производительных сил определяет и те культурно-образовательные свойства, которыми должен обладать индивид, чтобы занять ту или иную социальную позицию. Этот спрос обусловливает и качества функционирующей в обществе системы образования, и общий уровень культуры населения, и его социальные возможности. Таким образом, складывается объективная очередность изменений производительных сил, производственных отношений и институтов культуры и быта, а, следовательно, и отношений между социальными позициями в этих сферах общественной жизни. Поэтому изменения в этих сферах не совпадают во времени и могут совпадать лишь случайно. Ближайший результат такого несовпадения — ситуация, в которой социальное положение индивида отнюдь не всегда соответствует его положению в сфере труда, а его культурно-образовательная подготовка отнюдь не во всех случаях обеспечивает выполнение им функций, содержание которых определено разделением общественного труда. В конечном счете, рынок выравнивает их, но лишь для того, чтобы прогресс или регресс производства запустил описанный социальный механизм снова. Регулирующих способностей рынка оказывается достаточно, чтобы удерживать рассогласующие тенденции в определенных рамках, но рыночного механизма совершенно недостаточно, чтобы ликвидировать их вовсе. Равным образом общество, основанное на товарно-рыночных связях, способно удерживать правонарушаемость в ее статистической норме, но оно не способно искоренить ее.
Правонарушаемость выступает как неизбежное следствие социального развития, связанного с ним прогресса или регресса производства и обусловленных ими рассогласований социальных статусов индивидов. Однако общество, свидетельствует исторический опыт, может удерживать правонарушаемость в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Одним из самых действенных правовых средств для этого является институт юридической ответственности.
Экономический и психологический факторы.
Под причиной понимается явление (или их совокупность), которые порождают другое явление, рассматриваемое как следствие. Причины создают возможность определённого следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины. Применительно к преступлению характер такой связи может быть установлен в конкретном преступлении (правонарушении).
Первые - дефекты сознания, элементы социальной психологии, проявляющиеся в искажённых потребностях, интересах, целях, мотивах, нравственных ценностях и правосознании; с завидным постоянством воспроизводившиеся из поколения в поколения вопреки "заповедям строителя коммунизма" и прочим воспитательным усилиям правящей партии. Вторые: общественное разделение труда, выливающееся в противоречие между требующими развития всеми человеческими и неадекватным спросом на развитие лишь определённой части этих потенций. Это противоречие усугубляется неравным (количественно и качественно) распределением предметов потребления. Эти противоречия влекут неудовлетворённость, эгоизм и другие отрицательные качества индивидов, которые при определённых условиях могут стать криминогенными . "Древом жизни" преступности является недостаточно высокий уровень производительных сил который не исключает острых противоречий между разумными потребностями и легальными возможностями их удовлетворения , не исключает таких профессий, которые по своему характеру и содержанию не способствуют превращению труда в жизненную потребность человека , не развивают его интеллект и облегчают формирование антисоциальных свойств. Полезно вспомнить примечательное высказывание И. Сталина о том, что труд превратился из тяжкого б чести, дело доблести и геройства..." На самом деле это, конечно, было далеко от истины.
Экономические условия являются решающими и определяющими все иные стороны жизни общества, в том числе потребности, интересы людей, их поведение.
В экономических отношениях основные причины-условия как социально полезно, так и антисоциального образа мыслей и поведения.
Принцип социализма "От каждого по способности, каждому по труду" в принципе весьма справедлив и, казалось бы, наделён огромным созидательным потенциалом. Первое положение принципа "от каждого по способностям" имеет объективные отклонения. Способности граждан ограничиваются потребностями общества.
Пример: Не все желающие получить высшее образование имеют на то возможность. Не все, способные стать актёрами, журналистами, юристами, врачами и так далее становятся ими. Государство вынуждено регулировать подготовку кадров и, таким образом, в известной степени ограничивает способности граждан.
Такое ограничение имеет деликтогенное значение (протекционизм, взятки).
Второе положение "Каждому по труду" объективно невозможно осуществить; измерить, взвесить, оценить вклад каждого в общественное производство весьма сложно, идеальная оценка труда каждого просто невозможна.
Другим экономическим фактором, обусловливающим преступление является противоречие между существующим уровнем производства и потребления, выражающемся в дефиците товаров, услуг, продукции, необходимых для удовлетворения растущих потребностей граждан и экономики.
Если взглянуть на современную ситуацию, что конфликт между уровнем производства и потребления решён "перестроечниками" и "реформаторами", дефицита нет. И это оказалось возможным при вдвое снизившихся объёмах производства, как в промышленности, так и сельском хозяйстве. Причина проста - катастрофическое падение уровня потребления, разгром здравоохранения, образования, науки.
Информационный и юридический факторы.
Одним из важнейших направлений борьбы с преступлением, является строгое соблюдение принципа гласности. Преступления "боятся " гласности, они совершаются (как правило) тайно. Гласность и Преступление. - взаимно исключающие явления. Там, где нет гласности, есть благоприятная почва для Преступления.
Гласность не может зависеть от какого-либо усмотрения, поскольку является конституционной обязанностью субъектов власти и управления. Информированность общества - один из существенных признаков демократии, определяющий уровень политического доверия государства к своим гражданам и уважения государственными органами общественного мнения. Общественное мнение является одним из видов социального контроля, осуществляемого повседневно постоянно всеми гражданами.
Информированность общества способствует эффективному функционированию государственного механизма, в том числе искоренению причин-условий Преступления. Правовую информацию составляет совокупность сведений оправе. Прежде всего, подлежат публикации нормативные акты. Законы публикуются в официальных источниках.
Подзаконные акты, составляя по объёму большую часть нормативного материала, не все доступны для населения и не всегда соответствуют закону.
Одним из существенных деликтогенных факторов является нарушение принципа неотвратимости ответственности за Преступление. Уверенность или надежда на то, что за Преступление. не последует с неотвратимостью наказание, ослабляет императивное значение правовых норм-запретов, сдерживающий фактор, содержащийся в санкциях, и таким образом стимулирует неправомерное поведение.
Важна не тяжесть наказания , а гласность и неотвратимость ответственности на всех уровнях и независимо от занимаемого поста, как один из факторов предупреждения Преступления. Если же значительная часть осуждённых не отбывает полностью срок наказания, то это снижает превентивное воспитательное значение норм уголовного кодекса, создаёт не только у правонарушителей, но и у лиц, воздерживающихся от преступлений под страхом наказания, перспективу частичной безнаказанности.
Социальный и биологический факторы.
Человек не рождается чистым, как лист бумаги, на котором что угодно может написать социальная среда: этот лист уже достаточно исписанный, "запрограммированный ", хотя наука пока не может его прочесть. Различие между людьми зависит не только от среды, воспитания, но и от наследуемой генной программы. При этом речь идёт не о специальных "преступных генах", а о генах, программирующих склонность к определённому поведению. Но гены определяют лишь возможность (а не неизбежность) развития свойств и признаков личности в необходимых условиях внешней среды: достаточно изменить среду - и генетически предопределённые признаки не смогут себя проявить. Унаследованные антисоциальные качества личности могут быть подавлены.
Существует основной закон, согласно которому все свойства живых существ, включая человека, создаются как при участии наследственности, так и среды. У этого закона нет исключений, в том числе и отношении особенности нервной системы, определяющей инстинкты, темперамент, возбудимость , ум, память, склонности к определённому виду деятельности, способности и таланты, общие черты характера: доброту, жизнерадостность, угрюмость и злобность , а также эмоциональные реакции: любовь и сострадание, ненависть и ярость, эгоизм и альтруизм .
В определении конечных признаков организма наследственностью и средой нет абсолютного детерминизма в силу существования объективной случайности, которая, однако, не изменяет наследственности и не колеблет среды.