Приемы законодательной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.
Целью работы является изучение законодательной техники.

Файлы: 1 файл

законотворчество.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.

Систематизация прежде всего используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Достаточно широко систематизация применяется и в процессе правотворческой деятельности.3

Современная правовая практика знает и использует четыре способа систематизации нормативных актов: сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; создание нового акта — кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, — путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.

Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов (их наименовании, дате принятия, номере акта и др.) либо тексты актов, утративших силу.

С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, актов Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и других актов.

Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов.

Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.

Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.

Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу (теме), создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо современной техники, с ручным поиском. Процесс разработки такой системы включает в себя следующие этапы:

а) определение совокупности тематических вопросов, по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой информации. Перечень таких вопросов фиксируется в специальном документе (алфавитно-предметном словнике или рубрикаторе отраслей законодательства). В алфавитно-предметном словнике тематические вопросы обозначаются отдельными терминами либо сочетаниями терминов, которые располагаются в алфавитном порядке (например, "Аванс. Автомобильный транспорт. Авторский договор" и др.). Рубрикатор отраслей законодательства строится по иному принципу: тематические вопросы формулируются в нем в виде перечня отраслей, институтов и иных частей, на которые подразделяется система законодательства;

б) анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов, предусмотренных алфавитно-предметным словником либо рубрикатором отраслей законодательства;

в) фиксация выявленных в актах тематических вопросов в специальном журнале либо на карточках. Журнальный учет имеет весьма ограниченные возможности. Его применение целесообразно там, где имеется небольшой массив нормативных актов, а круг информационных потребностей организации, учреждения является постоянным в рамках достаточно узкой тематики. При создании картотеки в специальных карточках фиксируются реквизиты акта (наименование органа, принявшего акт, вид, номер акта и др.), а иногда помещается и текст акта. Заполненные карточки размещаются по рубрикам в соответствии с используемым в системе словником или рубрикатором.

Поиск осуществляется следующим образом:

    • возникшая потребность в правовой информации формулируется в виде запроса, по какой теме или какие конкретно акты надлежит найти;
    • по алфавитно-предметному словнику или рубрикатору отраслей законодательства определяется перечень тем, которые соответствуют поступившему запросу;
    • по разделам журнала или рубрикам картотеки выявляются нормативные акты, содержащие нормы, соответствующие теме запроса;
    • путем прочтения текстов актов осуществляется отбор соответствующих запросу норм.4

Под правоприменительным актом понимают документы, рассчитанные на однократное применение к определенному или неопределенному кругу лиц. Например, распоряжение Правительства РФ от 02.07.96 # 1061-р "Об организации дежурств руководителей или их заместителей, членов коллегий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в связи с проведением выборов Президента Российской Федерации" является правоприменительным актом, так как рассчитано на однократное применение - организацию дежурств в органах власти в июне-июле 1996 г.

Для правоприменительных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. К форме правоприменительных актов предъявляются следующие требования:

    • логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;
    • отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;
    • максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
    • ясность и доступность языка нормативных актов;
    • точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
    • сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов.

Точность, лаконичность и строгость стиля — характерные черты языка нормативных актов. Очень важно единство употребления терминов. Один и тот же термин должен последовательно использоваться в тексте акта при обозначении одного и того же понятия.

В соответствии с общими требованиями законодательства большинства стран мира, а также с международными правилами, для признания подлинности или законности документов, необходимо их заверение или легализация.

Простейшим вариантом является заверение подписью должностного лица и печатью организации, которая выпустила этот документ.

Для придания большей официальности и для предупреждения возможных разногласий между участниками того или иного соглашения, желательно произвести официальное заверение соответствующих документов.

Первый уровень - это нотариальное заверение. Этого обычно достаточно для предъявления документов внутри страны.

Процедура подтверждения подлинности документов вне страны определяется действующим международным законодательством.

В частности, в 1992 г. РФ присоединилась к Гаагской Конвенции 1961 г., которая отменяет для стран-участниц Конвенции требования дипломатической легализации официальных документов, направляемых в ту или иную страну-участницу данной Конвенции. Конвенция ввела единую международную форму заверения документов – Апостиль.

В соответствии с Конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций РФ, проставляется специальный штамп, апостиль, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. 

Понятие официального документа охватывает документы, исходящие от нотариуса, административных органов, от другого органа или должностного лица, подчиненных юрисдикции государства, подпись на которых может быть удостоверена путем предварительного свидетельствования ее подлинности нотариусом.

Конвенция не распространяется на документы, совершенные консульскими учреждениями, с также административные документы, имеющие прямое отношение к таможенной или коммерческой операциям.

Право проставить гриф «Апостиль» на документы имеют определенные официальные органы и должностные лица каждой страны.  В России – Министерство Иностранных Дел.  Для представления документов в стране, не присоединившейся к Гаагской Конвенции, требуется их заверение в консульстве этой страны, находящихся по месту нахождения документов.

Под текстом документа совершается удостоверительная надпись на русском языке независимо от того, что документ изложен на русском и иностранном языках.  В удостоверительной надписи должностное лицо обязано полностью указать фамилию, имя, отчество, а также полное наименование нотариальной конторы или частного нотариуса в строгом соответствии с наименованием оттиска гербовой печати.

Дата обозначается словами, если она отсутствует в тексте документа, либо указана цифрами.  Фамилию, имя, отчество лица подписавшего документ необходимо указать по заграничному паспорту в той последовательности, как они проставлены в оформленном документе.  Печать ставится на свободном месте документа под удостоверительной надписью, не затрагивая ее текста и надписи нотариуса.

Штамп «Апостиль», подпись и печать, проставленные в органах юстиции и ЗАГСа, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

 

Список литературы:

 

1.Керимов Л.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. с.54-56

 

2.Тихомирова Ю. А. Законодательная техника: Научно – практическое пособие / Под ред. - М., 2000.

 

3.Чухвичев Д. В.Законодательная техника: учебное пособие. – 418 с.

 

 

1 Керимов Л.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. с.19

2 Керимов Л.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. с.21-23

3 Керимов Л.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. с.38-40

4 Керимов Л.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. с.54-56

 

 


Информация о работе Приемы законодательной техники