Применение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Исходной формой реализации права государством является законотворчество. Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых предписаний. В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан проследить его соответствие конституции и всем ранее принятым законам, более того, в федеральном государстве законодатель следует не только собственным, но и федеральным законам, а так же законам всех субъектов федерации. Во всяком случае он реализует их в форме соблюдения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где право нашло свое позитивное выражение.

Файлы: 1 файл

Применение права.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций н должностных лиц, состоящих из системы действий по подготовке, утверждению и официальному оглашению нормативно-правовых актов. Она выражается прежде всего в том, что преследует цель создания и поддержания системы права в надлежащем состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества.

Побудительными обстоятельствами правотворческого процесса непосредственно выступают объективная потребность в правовом оформлении соответствующих общественных отношений, а также проявления права правотворческой инициативы. В правотворчестве легко обнаружить все основные элементы процессуальной формы с их специфическими чертами и особенностями.

 

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это такой комплекс, который по своему объему является доминирующим в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчеству. Правоприменение распространено в самых различных сферах, непосредственно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов  
права и поэтому выполняет наиболее существенную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительный процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению  
самых различных индивидуальных дел, имеющих юридические значения. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности. 

Побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают юридические факты и фактические составы. Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера. Это в одинаковой мере касается характеристики как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического исполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдаемости правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного исполнения принятого решения.

Побудительными обстоятельствами контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования. Восстановления состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения. Своеобразие контрольного процесса в том, что он занимает самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы, принизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне.

Рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных их разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором в качестве непосредственных генераторов юридического воздействия выступают самые различные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальное юридическое воздействие предполагает наложенное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, которые установлены в результате правотворчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного.

1Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.

Правоприменительные акты можно разделить на группы. Ученые в последнее время предпринимали много попыток выделить и описать отдельные группы актов. Широкое распространение получило разделение на группы ученым Ш.Берени, который дал характеристику их системы в области руководства народным хозяйством:

а) "Собственнические" акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такие классификации носят локальный характер и не могут представить всю систему применительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия :

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

г) логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

  • по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:

  • в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
  •   по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
  • в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
  •   по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;
  •   по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
  • в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
  • по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

а) первичные

б) производственные

в) смешанные

  • по сферам использования:

а) хозяйственные

б) социально-культурные

в) административно-политические.

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:

  • ЗАКОННОСТЬ - означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

  •   ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:
  1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
  2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами.

  • ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Информация о работе Применение права