Принцип гуманизма в уголовном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Гуманизм связан с правом не менее тесно, чем с этикой, потому что право – это и есть необходимый для общества этический минимум, закрепленный в законах. Можно сказать, что подлинное право – это гуманизм, поскольку его вообще можно формализовать, представить в виде кодекса общеобязательных правил. Исторически гуманизм укреплялся по мере укрепления авторитета и верховенства закона. В конституциях всех цивилизованных государств говорится о человеке как высшей ценности общества. 2 статья Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Понятие Гуманизма………………………………………………5

Глава 2. Общие принципы гуманизма…………………………………..7
Глава 3. Принцип гуманизма в уголовном законодательстве……....14
Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Гуманизм как принцип права.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….....3

 

Глава 1. Понятие Гуманизма………………………………………………5

 

Глава 2. Общие принципы гуманизма…………………………………..7

Глава 3. Принцип гуманизма в уголовном законодательстве……....14

Заключение………………………………………………………………..23

 

Список литературы……………………………………………………….24

 

Приложения……………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гуманизм связан с правом не менее тесно, чем с этикой, потому что право – это и есть необходимый для общества этический минимум, закрепленный в законах. Можно сказать, что подлинное право – это гуманизм, поскольку его вообще можно формализовать, представить в виде кодекса общеобязательных правил. Исторически гуманизм укреплялся по мере укрепления авторитета и верховенства закона. В конституциях всех цивилизованных государств говорится о человеке как высшей ценности общества. 2 статья Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Это, к сожалению, не значит, что Россия является в полном смысле правовым государством, в котором этот важнейший гуманистический принцип стал нормой повседневной жизни для подавляющего числа россиян. Формирование правового государства и уважения прав человека – задача чрезвычайно трудная и решение ее потребует много лет. Но важно подчеркнуть, что прогресс гуманизма стимулирует правовой прогресс общества, и наоборот, укрепление законности ведет к прогрессу гуманности.

Правовые проблемы, особенно вопросы уважения личности, ее права, достоинства и ответственности, являются коренными для гуманистического мировоззрения. Не случайно гуманистическое просвещение включает в себя правовое просвещение, воспитание правосознания, неотрывного от этической составляющей гуманизма.

Характерно, что постепенная глобализация гуманистических идей и движений, с их идеалом утверждения планетарной этики гуманности и всемирного гражданства, находит свое отражение в международном праве.

В области прав человека приоритет международного права по отношению к внутригосударственному является общепринятым принципом международного сообщества, разделяемым гуманизмом.

Эта формула – другое выражение провозглашаемого гуманизмом приоритета общечеловеческих ценностей над любыми частными – традиционными, конфессиональными, идеологическими, классовыми и т.д.

Целью данной работы является всесторонние изучение принципа гуманизма, как одного из важнейших в УП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГУМАНИЗМА

 

Гуманизм - означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения. Например, даже с приговоренным к смертной казни надлежит обращаться с уважением его человеческого достоинства.

В юридической литературе в качестве самостоятельных общеправовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций.

Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты основных общеотраслевых принципов.1

Гуманизм представляет собой нравственную позицию, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого принципа специфично и предполагает его конкретизацию в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектах. Во-первых, проявление гуманизма в отношении к человеку как важнейшему объекту уголовно-правовой охраны личности (ч. 1 ст.7) и, во-вторых, специфическое проявление гуманизма по отношению к преступнику (ч. 2 ст. 7 УК).

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК - охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Гуманистическая цель уголовного закона и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов преступлений против личности, предусмотренных в УК, а также ряда иных норм и институтов Общей и Особенной частей (например, повышенная охрана интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии и т. д.).

В ч. 2 ст. 7 УК закрепляется гуманность наказания преступника и применения к нему иных мер уголовно-правового характера. Эта сторона гуманизма проявляется в отрицании жестоких, мучительных и позорящих человеческое достоинство наказаний. Последнее основано на Конституции: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" (ст. 21). Поэтому строгие меры наказания, применяемые к опасным преступникам (например, длительные сроки лишения свободы), сочетаются как с применением наказаний, не связанных с изоляцией от общества, так и с развитием института условного осуждения, институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, применяемых к лицам, совершившим менее опасные преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА

 

Фундаментальными положениями гуманистического мировоззрения являются следующие.

  • Гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как приоритетная ценности в ряду всех иных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных. Не осознав и не оценив себя, человек не может познать и по достоинству оценить и все остальное.
  • С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
  • В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведениесущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д.

Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует.

Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

  • Гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
  • Гуманизм – это современная форма реалистической психологии и жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение.
  • Гуманизму присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей.
  • Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира.
  • Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческой натуры. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
  • Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичногопо отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой – идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.
  • Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.
  • Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
  • Гуманизм не является и не должен являться идеологией или какой-либо партийно-политической программой, т.е. общественным идейным течением, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национального или мирового сообщества. Вместе с тем, гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия). Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.
  • Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.
  • Гуманистическому мировоззрению чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного (потустороннего), поклонение и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам. Человек гуманистического мировоззрения отвергает дух мистицизма и антирационализма, который, как показывает практика, непременно притязает на власть в государстве и ведет к казенщине, бюрократизму, догматизму и фанатизму, и их крайней форме – тоталитаризму
  • Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах. Следует делать различие между аномальными или неизвестными явлениями природы и неизученными резервными возможностями человека, с одной стороны, и заявлениями о подобных явлениях и возможностях как якобы выходящих за пределы естественного – с другой.
  • Идеи гуманизма не могут быть использованы для достижения противоположных ему целей. Его принципы в целом согласуются с положениями Всеобщей декларации прав человека, международных пактов об экономических, социальных, гражданских, политических и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и другими документами универсального и регионального характера.

Итак, в гуманизме заложено требование рассматривать само это мировоззрение как вторичное по отношению к человеку. Именно человек, естественно присущая ему человечность составляет высшую ценность и именно он дороже любого мировоззрения, в том числе и гуманистического. Он, его практический образ жизни первостепенны по отношению к любой, пусть даже и блестяще сформулированной, гуманистической доктрине или программе. (Вот то, что не дает гуманизму застыть ни на каких принципах или достижениях, вечно движет его вперед.)

Организационный и социальный смысл этого положения состоит в культивировании максимально возможной открытости и демократизма гуманистических движений, обществ и институтов. Для практики гуманистического просвещения это означает обязательное следование цивилизованным и взвешенным формам обсуждения и оценки оппозиционных или противоположных гуманизму точек зрения, что совсем не исключает определенности, последовательности, решительности и смелости в воплощении и защите гуманистических ценностей.

Особенно корректной должна быть работа по вовлечению граждан в процесс гуманизации человеческих отношений, по формированию гуманистических общественных институтов и движений светского, общегражданского гуманизма. Главное здесь – консолидация людей, ужесчитающих себя гуманистами или готовых осознать себя в качестве таковых. Это перспективно, поскольку их действительно много даже в стране с такой сложной исторической судьбой, как Россия.

Первостепенное значение для развития социального гуманизма имеют горизонтальные, т.е. негосударственные, не партийно-политические и не идеологические отношения между людьми и общественными организациями. Это предполагает формирование и укрепление гражданского общества.

Когда мы говорим об организованном гуманизме, его психологии, методах работы и распространении его идей, то речь, в частности, идет о запрещении использовать приемы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологически и педагогически гуманизм есть совет человеку разобраться в своем внутреннем мире, предложение навести в нем порядок. Гуманистический призыв – это, в конечном счете, призыв к человеку не принимать что-то извне некритически безразлично, а прежде обрести себя с помощью собственного разума и наличных объективных возможностей, это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реальностями.

Самокритичность гуманистического мировоззрения не является чисто теоретическим требованием. Важнее для него практическое умение не быть врагом самому себе и другим. Да, как бы неожиданно это ни звучало, но гуманизм должен озаботиться своим здоровьем. И хотя оно не может быть абсолютным, к такому состоянию нужно стремиться. Каковы самые опасные и наиболее вероятные болезни гуманизма, его внутренние враги?

Во-первых, это широко распространенный вирус догматизма и связанный с ним фанатизм, которые одинаково опасны как для маргинальных и сектантских, так и для популярных и массовидных идей, мировоззрений и идеологий. (По иронии исторической судьбы марксизм-ленинизм, который объявлял себя самой гибкой, самокритичной, научной, диалектичной, корректируемой практикой теорией, оказался в итоге самой масштабной догматичной и тоталитарной идеологической конструкцией ХХ века.)

Во-вторых, – это опасность превращения гуманистического мировоззрения в политическую идеологию или квазирелигию, что принципиально извратит его дух и суть.

В-третьих, – это опасность перфекционизма, т.е. навязчивого стремления к такой «чистоте» и совершенству теории, которое приведет гуманизм как систему идей к утере здравого смысла и реализма, закроет для нее опыт, новизну, возможность изменения и превратит это мировоззрение в своего рада элитарную интеллектуальную забаву, а то и в маниакальную болезнь.

Таковы общие положения гуманизма, его достоинства и риски как они предстают в глазах его приверженца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНОГМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) в юридической литературе определяется весьма широко. Однако и в этих случаях нередко упускается из виду, что сфера реализации гуманизма еще шире, ибо распространяется и на содержание диспозиций и санкций норм Особенной части УК. Гуманизм как основополагающая идея уголовного права, преломляясь в содержании каждой из таких норм, тем самым облекает себя в правовую форму, становясь при этом уже выражением гуманизма как принципа уголовного законодательства.

Из законодательного определения гуманизма вытекают два аспекта рассмотрения этого принципа. Первый из них заключается в обеспечении безопасности членов общества от преступных посягательств. Второй связан с гуманным отношением к виновным при реализации норм, предусматривающих ответственность за совершенные им преступные деяния2. Точное выражение принципа гуманизма в уголовном законодательстве, поэтому во многом представляет собой проблему уяснения соотношения этих двух аспектов гуманизма, взвешенного подхода к человеку как объекту и уголовно-правовой охраны, и уголовно-правового воздействия.

Информация о работе Принцип гуманизма в уголовном законодательстве