Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:52, реферат
К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового российского государства.
Разрешить большинство этих противоречий, контролируя осуществление государственной власти в Российской Федерации, призвана система разделения властей. При написании реферата моей целью было исследование принципа разделения властей, рассмотрение законодательной, исполнительной и судебной власти, а также их взаимодействие.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие системы разделения властей в РФ……………………………..5
Законодательная власть…………………………………………………..9
Исполнительная власть………………………………………………......13
Судебная власть…………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….......22
Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его от также относится к ведению Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента.
Кадровые назначения, осуществляемые Советом Федерации - назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. 6Однако неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами. Например, долгий подбор Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда привел к тому, что этот орган приступил к работе более чем через год после принятия Конституции 1993 г. На должности Генерального прокурора (кандидатура, предлагавшаяся на эту должность, неоднократно отклонялась Советом Федерации) находился исполняющий обязанности Генерального прокурора - должность, неизвестная Конституции и существующая вне легитимирующего ее порядка назначения.
Из этого видно, что от законодательной власти, так или иначе, зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной.
«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».7 Правительство РФ – исполнительный орган власти. Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны и защиты прав населения, управление федеральной собственностью.
Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти».8
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». 9
Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Согласно действующему законодательству «Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей», 11назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд разрешает дела:
Конституционный Суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
«Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции». 12Суды общей юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела. Верховный Суд РФ осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения Верховного Суда обязательны для этих судов.
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
«Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами».13
Арбитражные суды в России делятся на:
Арбитражные суды призваны
рассматривать экономические
К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Судебная власть не выполняет своих функций, и общество выставляет судебной ветви власти неудовлетворительную оценку.
«Правосудие в РФ осуществляется только судом». 14 «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».15 Создание чрезвычайных судов не допускается.
Разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой. Различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Т.е. действуя самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, так как в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма.
Принцип разделения властей предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, может резко ослабить и даже парализовать управление страной. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.
. Принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства.
Информация о работе Принцип разделения властей и его осуществление в РФ