Принцип разделения властей и его осуществление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативные последствия на пути построения правового российского государства.
Разрешить большинство этих противоречий, контролируя осуществление государственной власти в Российской Федерации, призвана система разделения властей. При написании реферата моей целью было исследование принципа разделения властей, рассмотрение законодательной, исполнительной и судебной власти, а также их взаимодействие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие системы разделения властей в РФ……………………………..5
Законодательная власть…………………………………………………..9
Исполнительная власть………………………………………………......13
Судебная власть…………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….......22

Файлы: 1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение  его от также относится к ведению  Федерального Собрания, и это сильная  возможность парламента.

Кадровые назначения, осуществляемые Советом Федерации - назначение судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. 6Однако неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами. Например, долгий подбор Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда привел к тому, что этот орган приступил к работе более чем через год после принятия Конституции 1993 г. На должности Генерального прокурора (кандидатура, предлагавшаяся на эту должность, неоднократно отклонялась Советом Федерации) находился исполняющий обязанности Генерального прокурора - должность, неизвестная Конституции и существующая вне легитимирующего ее порядка назначения.

Из этого видно, что  от законодательной власти, так или иначе, зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной.

Исполнительная власть

Исполнительная  власть – это подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Данная власть реализуется  через систему исполнительных органов – органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность – правительство, президент.

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».7 Правительство РФ – исполнительный орган власти. Состоит из председателя Правительства РФ, заместителей и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны и защиты прав населения, управление федеральной собственностью.

Положения этой статьи непосредственно  связаны с основополагающими  установлениями, содержащимися в  главе Конституции об основах  конституционного строя. Правительство  Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.

Являясь федеральным  органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство  России призвано возглавлять всю  систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти».8

Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь «для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». 9

Структура исполнительной власти:

  • органы исполнительной власти;
  • государственные служащие;
  • юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

 Признаки Исполнительной Власти:

  • является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти:

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен  и механизм взаимных сдержек и  противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

 Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Судебная власть

Судебная  власть – это система государственных  органов, исполняющих полномочия по осуществлению правосудия. Данная власть в РФ осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом».10 Судебная система – система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему  входят:

    • Конституционный Суд РФ;

    • Верховный Суд РФ;

    • Высший Арбитражный Суд РФ;

    • Система судов общей юрисдикции;

    • Система арбитражных судов.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Согласно действующему законодательству «Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей», 11назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд  разрешает дела:

    • О соответствии федеральных законов, нормативных актов, Конституции РФ и т.п.;
    • Не вступивших в силу международных договоров;
    • Споры между федеральными органами власти;
    • Споры о компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти;
    • Споры между государственными органами власти субъектов;
    • Проверяет конституционность законов;
    • Дает толкование Конституции РФ.

Конституционный Суд  играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

«Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции». 12Суды общей юрисдикции – это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела. Верховный Суд РФ осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения Верховного  Суда обязательны для этих судов.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Верховного суда Российской Федерации
  • Научно-консультативный совет
  • Президиума Верховного суда Российской Федерации
  • Кассационной коллегии
  • судебной коллегии по гражданским делам
  • судебной коллегии по уголовным делам
  • Военной коллегии
  • Аппарата Верховного Суда Российской Федерации

«Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами».13

Арбитражные суды в России делятся на:

  • арбитражные суды субъектов;
  • федеральные арбитражные суды округов;
  • один Высший Арбитражный Суд.

Арбитражные суды призваны рассматривать экономические споры  между юридическими лицами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

К сожалению, все еще  традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Судебная власть не выполняет своих функций, и общество выставляет судебной ветви власти неудовлетворительную оценку.

«Правосудие в РФ осуществляется только судом». 14 «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».15 Создание чрезвычайных судов не допускается.

Заключение

Разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой. Различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Т.е. действуя самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, так как в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма.

Принцип разделения властей предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, может резко ослабить и даже парализовать управление страной. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

. Принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ, 2010.
  2. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник, М.: «БЕК», 1993.
  3. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей, М., 1996.
  4. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М.: «Юрист», 1998.
  5. Хропанюк Н.В. Теория Государства и Права, М.: «ДДТ», 1994.

Информация о работе Принцип разделения властей и его осуществление в РФ