Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:13, контрольная работа
Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
1 Принцип разделения властей и его проявление в механизме
государства 3
2 Особенности построения государственного аппарата в унитарных государствах 8
3 Практическое задание 10
Список используемой литературы 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по «Теория государства и права»
Тема: «Вариант № 11»
Исполнитель: студент гр. ЮР-13-КЧ
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Принцип разделения властей и его проявление в механизме
государства
2 Особенности построения государственного
аппарата в унитарных государствах
3 Практическое
задание
Список используемой литературы
Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ — принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения Функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом:
Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти). Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного ограничения свободы.
Исполнительная власть, является самой крупной структурной частью любого государственного механизма (органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти). Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.
Она предназначена для исполнения законов, принятых законодательной ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов.
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость. Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.
Судебные органы государственной власти
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, осуществляет правосудие.
Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РФ едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.
Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия.
2. Особенности построения государственного аппарата в унитарных государствах
Унитарная государственность - самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы. Однако унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).[
Унитарной форме государственного устройства свойственны две основные черты:
Во-первых, правовой статус
административно-
Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительно редко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборные местные органы государственной власти.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.
В централизованном унитарном
государстве административно-
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранные населением муниципальные органы Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями.
Отметьте признаки морали и признаки права:
а) свод неписаных правил в виде поучений и притч – мораль;
б) охрана интересов личности и государства - право;
в) исполнение норм различными принудительными мерами - право;
г) наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек - мораль;
д) формулирование требований в абстрактной форме - мораль;
е) предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам - мораль;
ж) признание формального равенства между людьми - право;
з) формулирование норм государственными органами - право;
и) обеспечение исполнения норм посредством давления общественного мнения - право;
к) регулирование поступков и действий людей без вмешательства в сферу мыслей и чувств - мораль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Марченко М. Н. Общая теория государства и права. // М/: “Зерцало”, 2006.;
2 Морозова Л.А. Теория государства и права. //М.: “ Эксмо”, 2008.;
3 Конституция РФ;
4 Лазарев В.В. и др. Общая теория права и государства. М., 2004.
Информация о работе Принцип разделения властей и его проявление в механизме государства