Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755).

Файлы: 1 файл

разделение властей.docx

— 17.18 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную является основным принципом  организации государственной власти в современном демократическом  государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной  власти сосредоточена в руках  монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи  Монтескье (1689-1755). Сущность данного  принципа Ш. Монтескье выразил в  фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ —  принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными  органами независимо друг от друга  и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий. Р.в. — основополагающий, фундаментальный принцип организации государственной власти.

Система разделения властей  включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между  ветвями власти;

· взаимный контроль, систему  сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию  деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют  своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

· коллегиальность деятельности;

· отсутствие соподчиненности  законодательных органов всех уровней.

Исполнительная  власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества.

 В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти.

Хотя формально Президент  Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с  ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят  исполнительный характер. Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается  в том, что президент, как глава  государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе  точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции  РФ ветвей власти, противоречит закрепленному  принципу разделения властей.

Согласно третьей точке  зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом  системы исполнительной власти, поскольку  не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих  нормативных указах и ежегодных  посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение  об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение  направлений государственной политики, президентские программы, контрольные  функции, руководство внешней политикой  и силовыми ведомствами - являются функциями  исполнительной власти.

Исполнительную деятельность характеризуют:

· организационный характер;

· ориентация на практическую реализацию законодательства;

· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в  пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными  ресурсами общества. В ведении  исполнительных органов - вооруженные  силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

Судебная власть.

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической  ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое  лицо, считающее, что его права  нарушены, может обратиться в суд  за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок  привлечения их к ответственности.

Правосудие осуществляется в особой правовой форме с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны  и подлежат безусловному исполнению всеми участниками общественных отношений.

 


Информация о работе Принцип разделения властей