Принципы и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Как нам известно, каждая отрасль, подотрасль права или же институт права существует, и применятся к правоотношениям исходя из тех принципов, на которые действуют в данной правовой системе в настоящий момент. Важность изучения таких основ развития права как принципы заключается в том, что правоприменитель, гражданин, юридическое лицо, законодатель, применяя, создавая нормы права должны понимать на каких основных началах (идеях, положениях) формируется и действует право. Без понимания принципов права невозможно понять сущность, назначение и содержание как права в общем, так и отдельных отраслей и институтов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1……………………………………………………………………………5
Глава 2……………………………………………………………………………18
Глава 3 …………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

основные принципы и функции парава.docx

— 53.01 Кб (Скачать файл)

В социальных функциях права можно выделить экономическую, политическую, воспитательную и т.д. При этом в научной и учебной литературе предлагается подразделять функции права на основные социальные и неосновные социальные. К основным социальным относятся причисленные нами выше функции, а к неосновным такие функции ка к информационная, экологическая.

При определении специально-юридических функций права необходимо отметить, что возможно использовать несколько классифицирующих признаков.

В зависимости от характера  и целей правого воздействия  можно выделить регулятивную и охранительную  функцию права.

Регулятивная функция  права – это обусловленная  его социальным назначением основное направление правового воздействия, заключающееся в закреплении, упорядочивании общественных отношений и их оформлении путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений7.

При этом регулятивную функцию  можно разбить на две подфункции регулятивно-динамическую и регулятивно-статическую. Регулятивно статическая функция  подразумевает под собой закрепление  общественных отношений (в нормах в  основном материального права), а  регулятивно-динамическая – оформление динамики развития данных правоотношений ( в нормах в основном процессуального права).

Характерными чертами реализации регулятивной функции права можно считать, к примеру: правосубъектновсть физических и юридических лиц, определение юридических фактов которые порождают правоотношения, установление связи между субъектами права, правомерное поведение.

Охранительная функция права - это основное направление правового регулирования направленное на охрану общественных отношений, выявление отклонений от правомерного поведения, реализация санкций за неправомерное поведение.

В составе охранительной  функции можно выделить следующие  подфункции: общепревентивная, частнопревинтивная, карательная, восстановительная, контрольная.

Охранительная функция права  обладает следующими чертами:

- закрепление в нормах права запрещенных (противоправных) вариантов поведения, при этом субъекта правоотношений предостерегают от нарушения правовых норм и определяют, как ему поступать в той или иной ситуации. Превенция возможного противоправного поведения начинается ни с санкции, а с установления обязанности по соблюдению норм, установлению правил поведения в определенной ситуации, поэтому охранительная функция обладает и чертами которые свойственны в большей степени регулятивной функции;

- установление санкций  за противоправное поведение  и угроза применения санкций  в случае нарушения норм права;

- непосредственная реализация  правовых норм, которые ограничивают  права правонарушителя и понуждают  его к отказу от нарушения  правовых предписаний впредь;

- закрепления института  причинения вреда и обязанности  его возмещения пострадавшей  стороне;

Аналогично с социальными  функциями права в системе  специально-юридических функций  права принято выделять основные и неосновные функции. К основным относятся перечисленные выше регулятивная и охранительная функция, а к неосновным: восстановительная, компенсационная и ограничительная функция права.

Компенсационная функция  праава подрузумевает под собой компенсации ущерба или материального вреда который был приченн виновным лицом государству, гражданину или юридическому лицую Данная функция характерна для гражданского, трудового (например, возмещение материального вреда , неустойка)

Ограничительная функция  права заключается в ограничении  действий субъекта права которые могут привести к ущемлению прав других лиц (к примеру, запрещена пропаганды социальной, расовой или религиозной ненависти и вражды).

Восстановительная функция  права направлена на восстановление нарушенного права возвращение  субъектов правоотношения в первоначальное состояние (к примеру, институт недействительности сделки, виндикация)

Главной особенностью специально-правовых функций права можно считать  невозможность существования и  реализации этих функций в отрыве друг от друга. При этом, что кажется логичным регулятивная функция права является первичной по отношению с охранительной т.к. для применения охранительной функции права необходимо определить критерии правомерности поведения в том или ином случае.

 

Глава 3

Роль органов внутренних дел в осуществлении охранительной  функции права

Для рассмотрения роли ОВД  в реализации охранительной функции  права нам необходимо уяснить, что представляют собой органы внутренних дел, какая их внутренняя организация и компетенция.

Так органы внутренних дел  представляют собой государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции:

  1. обеспечение общественной безопасности;
  2. борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций;
  3. организация и проведение профилактики правонарушений;
  4. охрана общественного порядка;
  5. обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах;
  6. обеспечение безопасности дорожного движения;
  7. надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность;
  8. дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции;
  9. охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Основные структурные  звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей — субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД. Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормотворческая деятельность; правоприменительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность.

Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными  положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.

Как следует из вышеизложенного  основным направлением деятельности ОВД  является правоохранительная. Соответственно деятельность органов внутренних дел  направлена на реализацию охранительной  функции права 

 

 

Заключение.

В науке понятие функции  права исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести  к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции и принципа права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда "вспыхивают" дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.

Функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической  ответственности, отдельных структурных  частей системы права - отраслей права, правовых институтов и т.п. Функции  права являются общей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этим играют важную методологическую роль при их изучении.

Научно-практическое значение категории "функция" заключается  в следующем. Любое явление социальной действительности может реализовать  свое назначение лишь в том случае, если будет функционировать. По тому, какие функции осуществляет то или  иное явление социальной действительности, каким образом происходит реализация этих функций и с какой эффективностью, можно судить о самом явлении, его основных чертах, значении в  жизни общества и месте в системе  подобных социальных явлений, а также  о перспективах его существования  и развития. Функции - постоянные и  неизменные спутники явления. Они неразрывно с ним связаны и сопровождают явление на протяжении всего его существования. Функции выражают сущность явления - то главное, основное, определяющее, что обусловливает его специфику, его природу, делает его "самим собой". Таким образом, изучение функций явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого явления, разобраться в его природе, "осветить" те его стороны, которые скрыты от исследователя, рассматривающего явление в статике.

 

Список литературы

 

Венгеров А.Б. Теория государства  и права: Учебник для юридичиских вузов. – М.: Омега-Л, 2004. – 608 с.

Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие 2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.

Вишневский А.Ф. Общая  теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучмнский; Под общ. Ред. Проф. В.А. Кучинского. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004, - 640 с.

Марченко М.Н. Теория государства  и права: учеб: - 2- е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.

Общая теория права и государсвта: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Юристъ, 2000. -520 с.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и  доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012 – 704 с.

Теория государства и  права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 400 с.

Теория государства и  права: учебник: Пиголкин А.С., Головастикова А.Н., Дмитриева Ю.А.; под ред. А.С. Пиголкинв, Ю.А. Дмитриева. – М.: Высшее образование, 2008. – 613 с.

Теория государства и  права: Учебник / отв. Ред. В.Д. Перевалов, - 3 изд., перераб  и доп. – М.: Норма, 2008. – 496 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебних заведений / Под редакцие й профессора В.Г. Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л» 2008. – 384 с.

 

 

 

1 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2012

2 Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие 2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.

3 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2012

4 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2012

5 Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. - 376 с.

6 Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007.

7 Теория государства и права: учебник / коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2012

 


Информация о работе Принципы и функции права