Принципы избирательного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

КР Конституционное право.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Законодательством устанавливаются  предельные размеры перечисляемых  в избирательные фонды собственных  средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Все денежные средства, создающие  избирательный фонд, перечисляются  на специальный счет в банке или  кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).

Остатки денежных средств на счетах после завершения выборов перечисляются  пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

Действующее законодательство о выборах  предусматривает ответственность  за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

 

Совершенствование избирательной  системы текущим законодательством.

 

Избирательное право Российской Федерации  находится в стадии своего развития.

Российская Федерация, следуя международным  принципам и стандартам в области  избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что «носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...». «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

    • обеспечение равенства прав избирателей граждан Российской Федерации;
    • достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;
    • использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;
    • обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Разрабатывая стратегию совершенствования  избирательного законодательства, важно  иметь в виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений.

Так, например, много споров вызывает законодательная норма о возможности  двойного выдвижения кандидатов. В  данной связи может быть полезен  опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства. Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов ("Женщины России", "Коммунисты - Трудовая Россия", ДВР, Партия самоуправления трудящихся, "Держава", "Вперед, Россия" и др.). Они в своей совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними победителями.

Опыт выборов в Государственную Думу в 1995 году стал предметом пристального внимания теоретиков и практиков, заинтересованных в дальнейших шагах по осуществлению в стране политической реформы, становлению полноценной многопартийности, развитию парламентаризма.

 


Информация о работе Принципы избирательного права Российской Федерации