Принципы Конституционного строя Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении принципов конституционного строя Российской Федерации как основ права Российской Федерации.
Задача работы – изучить принципы конституционного строя РФ.

Содержание работы

Введение
1. Политические основы конституционного строя РФ
1.1. Принцип народовластия в РФ
1.2. Принцип разделения властей в РФ
1.3. Принцип политического многообразия
1.4. Принцип местного самоуправления в РФ
1.5. Человек, его права и свободы как высшая ценность
1.6. Правовое государство
1.7. Федеративное государство
1.8. Суверенное государство
1.9. Республиканская форма правления
2. Экономическая и социальная основы конституционного строя РФ
2.1. Экономическая основа конституционного строя РФ
2.2 Социальное государство
3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации
3.1 Идеологическое многообразие
3.2 Светское государство
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Принципы Конституционного строя Российской Федерации.docx

— 62.23 Кб (Скачать файл)

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и  гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким  образом, чтобы исключалась возможность  его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные  инициативные группы по проведению референдума  могут предложить для вынесения  на референдум разные, в том числе  альтернативные, вопросы.

Принятие  федеральным органом государственной  власти, иным государственным органом  решения по существу вопроса, который  может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному  вопросу.

Принятие  федеральным органом государственной  власти, иным государственным органом  решения по существу вопроса, который  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  подлежит обязательному вынесению  на референдум, не допускается.

Проведение  референдума в случаях, порядке  и сроки, которые предусмотрены  Конституцией РФ, международным договором  Российской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации» (ст. 7) предусматривает  ряд обстоятельств, исключающих  назначение и проведение референдума.

Инициатива  проведения референдума не может  быть выдвинута и референдум не может  назначаться и проводиться в  условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев  со дня отмены военного или чрезвычайного  положения.

Референдум  не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в  случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или  чрезвычайного положения при  обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным  законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива  проведения референдума принадлежит:

1) не  менее чем двум миллионам граждан  Российской Федерации, имеющим  право на участие в референдуме,  — при условии, что на территории  одного субъекта Федерации или  в совокупности за пределами  территории Российской Федерации  находится место жительства не  более 50 тыс. из них;

2) Конституционному  Собранию — в случае, предусмотренном  ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным  органам государственной власти  — в случаях, предусмотренных  международным договором Российской  Федерации и Федеральным конституционным  законом.

Инициатива  проведения референдума, принадлежащая  гражданам Российской Федерации, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения  уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний  год полномочий Президента РФ, Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При принятии Конституционным Собранием решения  о вынесении на всенародное голосование  проекта новой Конституции РФ, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном федеральным  конституционным законом, принимаемым  в соответствии со ст. 135 Конституции  РФ.

од выборами понимается участие граждан в  осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах8.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей  им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в  полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие  в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное  право, предоставляется гражданам  конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное  право — это право гражданина, а не просто человека.

Выборы  государственных органов и органов  местного самоуправления, предусмотренные  Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

1.2. Принцип разделения властей в РФ

 

Одним из основополагающих принципов демократической  организации государства, важнейшей  предпосылкой верховенства права и  обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

Теория  разделения властей привилась конституциями  многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно  в своей изначальной трактовке  теория разделения властей реализована  в Конституции США 1787 г., в которой  прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации принцип разделения властей  впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР  как правового государства». В  апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной  из незыблемых основ конституционного строя России.

Разделение  властей — один из основных принципов  действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.9 Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции разделение властей  означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей  не может ущемить или подчинить  себе другие и вынуждена действовать  в условиях взаимопонимания и  взаимосотрудничества.10

 

1.3. Принцип политического многообразия

 

Демократия  в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям – возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику в рамках Конституции.11

Политический  плюрализм способствует повышению  эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких  слоев населения, легализует конституционную  политическую оппозицию, создает условия  для преодоления апатии народа порожденных  годами тоталитаризма.

Одно  из наиболее важных мест в основе политического  плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим элементом  политической системы любого демократического государства. Без них сегодня  практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями).

Согласно  этому Закону «политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в  политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и  политических акциях, в выборах и  референдумах, а также в целях  представления интересов граждан  в органах государственной власти и органах местного самоуправления»12

 

1.4. Принцип местного самоуправления в РФ

 

Демократизм Российской Федерации означает наличие  в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление».13

Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как  формы государства и способа  правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой  принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и  на другие сообщества граждан.

«В современных  условиях в РФ по местным самоуправлением  понимается право и способность  населения разных территориальных  единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в  собственных интересах значительной частью общественных дел».14

Основы местного самоуправления в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

 

1.5. Человек, его права и свободы как высшая ценность.

 

Конституция РФ рассматривает человека, его права  и свободы, как высшую ценность.15

Установленные Конституцией положения, связанные  с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и  свобод высшей ценностью должен оказывать  определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю  деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные  возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений  с человеком.

 

1.6.  Правовое государство

 

В соответствии с Конституцией Российская Федерация  является правовым государством.16

 «Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов».17

Правовое  государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство  закона означает утверждение его  господства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни  без всякого исключения подчинялись  бы его нормам. «Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы»18

 

1.7 Федеративное государство

 

Территория  каждого государства делится  на части, которые определяют его  внутреннюю структуру, территориальное  устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  его территориальными единицами, характер которых зависит от правового  статуса как государства в  целом, так и каждой из его территориальных  единиц.

Такое устройство территории государства принято  называть государственным устройством. Можно сказать, что государственное  устройство — это территориальная  организация государства, характеризующаяся  определенной формой правовых отношений  между государством в целом и  его частями, связанной с их правовым статусом.

Федерация — это объединение двух или  нескольких государств в одно новое  государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой  сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Информация о работе Принципы Конституционного строя Российской Федерации