Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:02, реферат
Принципы правосудия имеют ряд признаков:
- все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”);
- принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила,
- закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;
- принципы правосудия носят руководящий характер;
- принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
РЕФЕРАТ
на тему
«Принципы организации деятельности органов судебной власти»
Принцип – основное, исходное положение в науке.
Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом.
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия имеют ряд признаков:
- все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”);
- принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила,
закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;
- принципы правосудия носят руководящий характер;
- принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно.
1.Законность. (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)
Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов.
2.Осуществление правосудия только судом. (Ст. 49 , ст. 118
Конституции РФ, ст. 13 УПК).
Только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен
названными выше законами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.
Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
3.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
(Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ).
Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать
гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и
публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).
4.Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7 ГПК, ст. 16 УПК).
Суть принципа состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона. Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические гарантии судей, закреплённые законом:
- Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;
- Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия.
- Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком.
Исключения: судьи Конституционного суда РФ на 12 лет, не
переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи
гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с
испытательным сроком на три года;
- Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия;
- Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);
- Право судьи на отставку. Это почтительный уход или удаление судьи с должности, все льготы сохраняются;
- Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;
- Система органов судебного сообщества создана для выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов).
Экономические гарантии судей:
- Право на получение высокой зарплаты.
- Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).
- Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.
- Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на предоставления жилья в течение 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.
- Во внеочередном порядке телефон и место в детском саде.
- На территории города всеми видами общественного транспорта имеет право пользоваться.
- Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.
Политические гарантии судей:
- Запрет на политическую деятельность, вступление в политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь.
5.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
судом (ст. 19 Конституции РФ)
Равенство перед законом означает одинаковое применение положений,
закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Закон вместе с тем предусматривает некоторые особенности
судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к
Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.
6.Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции
РФ)
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Правом на судебную защиту и на юридическую помощь может
воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
7.Принцип состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции
РФ)
В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле –
истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель или адвокат, ответчик, общественный защитник.
Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права
равны. Суд по очереди выслушивает стороны. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.
8.Обеспечение подозреваемому,
обвиняемому и подсудимому права
на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)
Рассматриваемый принцип опирается на признании трех исходных
положений:
- обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен
комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему
самому эффективно защищать свои права и законные интересы
(ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В этих целях лицам,
привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен
обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать
показания и объяснения, знакомиться с доказательствами,
обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование
либо поддерживающих обвинение, и т.д.;
- обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника.
Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить
сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника.
Такая возможность возникает с момента задержания
подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу,
привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в
качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон
тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему
активно бороться за права и законные интересы
подзащитного;
- лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей
обязаны осуществлять действия, направленные на содействие
защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита
последних не считается только их личным делом. Например, в
соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица
правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие
и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства,
так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность.
На них возложено также разъяснение подозреваемому,
обвиняемому или подсудимому его прав.
Все названные и многие другие права и обязанности в совокупности и
призваны обеспечить право на защиту.
9.Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ)
Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана, предусмотренным в федеральном законе порядке и установлена в законную силу приговором. Бремя доказательства ложится на прокурора, следовательно, эти органы обязаны при осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательные и обвинительные факты).
10.Открытое разбирательство дел во всех судах. (Ст. 123 Конституции
РФ)
Принцип гласности судебного разбирательства. Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом9. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.
Исключение из принципа гласности:
1. Открытое разбирательство дел запрещёно, если это противоречит интересам тайны государства.
2. В арбитражных судах, если противоречит интересам охраны коммерческой тайны.
3. Если предметом исследования становятся сведения военного
характера, то они не подлежат разглашению, а также те, которые содержат служебную тайну.
Информация о работе Принципы организации деятельности органов судебной власти