Принципы организации деятельности органов судебной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Принципы правосудия имеют ряд признаков:
- все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О статусе судей”);
- принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила,
- закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;
- принципы правосудия носят руководящий характер;
- принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Файлы: 1 файл

Printsip.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)
  •  

    РЕФЕРАТ

    на тему

     

    «Принципы организации деятельности органов судебной власти»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                  Москва 2012

        Принцип – основное, исходное положение в науке.

           Принцип правосудия  – это закреплённые  в  Конституции  РФ  и  иных  нормативных  актов,  основных руководящих  положений   общего характера,   которые   выражают   сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом.

           В совокупности принципы образуют тот каркас,  который  служит  опорой для всех конкретных законодательных  предписаний,  регулирующих  правосудие.

           Принципы правосудия имеют ряд признаков:

     - все принципы закреплены в законах (Конституция РФ  30  ст.;  федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон “О  статусе судей”);

     -  принципы  правосудия  представляют   собой   наиболее   общие   правила,

       закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;

     - принципы правосудия носят руководящий характер;

     - принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

          

           Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно.

     

           1.Законность.  (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ)

           Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов.

     

           2.Осуществление правосудия  только  судом.   (Ст.  49  ,   ст.   118

    Конституции РФ, ст.  13  УПК).

           Только  суд,  действующий  на  основании  предписаний закона,  может  признать  человека  виновным  и  назначить   ему   уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия  по  гражданским делам, осуществляемому общими,  арбитражными   и   военными   судами,   положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде  других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

           Круг органов,  уполномоченных  вершить  правосудие,  четко  ограничен

    названными  выше  законами.  К  ним  отнесены  Верховный  Суд   РФ,   Высший Арбитражный Суд РФ, верховные  суды  и  высшие  арбитражные  суды  республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды,  суды  и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские)  народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.

           Требование, чтобы данный вид государственной деятельности  выполнялся только судами, имеет в виду также то, что  акты  правосудия  (приговоры  или иные  судебные  решения),  которые  после   вступления   в   законную   силу приобретают общеобязательное значение,  подлежат  неуклонному  проведению  в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие  судебные  органы  с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий,  ограждающих  права  и законные  интересы  граждан,  а  равно  правомерные  интересы   общества   и государства.

     

           3.Обеспечение законности,  компетентности  и беспристрастности суда

    (Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ).

           Суть принципа: суд, которому  доверяется  рассматривать  и  разрешать

    гражданские и  уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие,  если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из  анализа предписаний Конституции РФ и других российских  законов,  в первую  очередь судоустройственных и процессуальных,  а равно авторитетных  международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру,  Международный  пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет  право  при  рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему,  или  при  определении  его прав и обязанностей в каком-либо  гражданском  процессе  на  справедливое  и

    публичное разбирательство  дела компетентным, независимым  и  беспристрастным судом, созданным  на основании закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).

     

           4.Независимость судей, присяжных и народных заседателей и  подчинение их только  закону  (ст.  120  Конституции  РФ,  ст.  5  Ф.К.З.  “О  судебной системе”, ст. 7  ГПК, ст. 16 УПК).

           Суть принципа состоит в  стремлении  обеспечить  такие  условия,  в которых суд смог  бы  иметь  реальную  возможность  принимать  ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было  давления,  на прочной  основе  предписаний  закона. Реализацию  принципа   независимости определяют  правовые,  экономические и   политические    гарантии   судей, закреплённые законом:

      - Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;

      - Запрещается вмешиваться в деятельность  по  осуществлению правосудия.

      -  Несменяемость судей (ст.  121  Конституции РФ)  – после  наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком.

        Исключения:  судьи   Конституционного   суда   РФ   на   12   лет,   не

        переизбираются. Мировые судьи  назначаются  на  5  лет.  Военные  судьи

        гарнизонных  судов  и судьи районных  судов избираются  1-ый  раз с

        испытательным сроком на три года;

      - Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия;

      - Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);

      - Право судьи на отставку. Это почтительный уход  или удаление  судьи с должности, все льготы сохраняются;

      - Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или  лицом,  исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;

      - Система органов судебного сообщества создана для выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов).

           Экономические гарантии судей:

     - Право на получение высокой зарплаты.

     - Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).

     - Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.

     - Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на предоставления  жилья в течение 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную  площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.

     - Во внеочередном порядке телефон и место в детском саде.

     - На территории города всеми видами общественного транспорта  имеет право пользоваться.

     - Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.

           Политические гарантии судей:

     - Запрет на политическую деятельность, вступление  в политические  партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь.

     

           5.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и

    судом (ст. 19 Конституции  РФ)

     

           Равенство перед законом  означает  одинаковое  применение  положений,

    закрепленных  в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в  виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение  обязанностей, возможность применения и применение ответственности в  соответствии  с  теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

           Закон   вместе   с   тем   предусматривает   некоторые    особенности

    судопроизводства,   которые   зависят   от   принадлежности   гражданина   к

    Вооруженным Силам  РФ, воинского звания или занимаемой им должности.  Но  эти особенности  проявляются лишь в  том,  что  для  лиц,  состоящих  на  военной  службе, или тех, кто приравнен  к ним, установлены свои  правила  определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами,  а  военными.  При этом полностью  соблюдаются  одинаковые  для  всех  общих  и  военных  судов правила  судопроизводства   и   исключаются   какие-то преимущества либо привилегии.

          

           6.Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст.  46  Конституции

    РФ)

     

            1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

            2. Решения и действия  (или бездействие)  органов государственной власти, органов местного самоуправления,  общественных  объединений  и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

     

           Правом  на  судебную  защиту   и   на   юридическую   помощь    может

    воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы  и лица без  гражданства.

     

           7.Принцип состязательности и равноправия сторон  (ст.123  Конституции

    РФ)

     

           В процессе всегда присутствуют две  стороны.  В  гражданском  деле  –

    истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих  исков, требований. Ответчик доказывает  не  обоснованность  исковых  требований.  В уголовном деле – обвинитель и  подсудимый.  Сторона  обвиняющего:  прокурор, потерпевший, общественный обвинитель,  гражданский  истец.  Сторона  защиты: подсудимый, его представитель или адвокат, ответчик, общественный  защитник.

           Стороны при рассмотрении дела равноправны,  и  у  всех  сторон  права

    равны.  Суд  по  очереди  выслушивает  стороны.  Решение  всех   возникающих  вопросов в  суде,  принадлежит  только  суду,  который  не  связан  доводами сторон.

     

           8.Обеспечение подозреваемому,  обвиняемому  и  подсудимому  права  на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ) 

           Рассматриваемый  принцип  опирается  на   признании   трех   исходных

    положений:

                    - обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен

                      комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему

                      самому эффективно защищать свои права и законные  интересы

                      (ч.  2  ст.  45  Конституции РФ).  В этих  целях лицам,

                      привлекаемым  к  уголовной  ответственности,  предоставлен

                      обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать

                      показания и объяснения,  знакомиться  с  доказательствами,

                      обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование

                      либо поддерживающих обвинение, и т.д.;

                    - обвиняемый имеет право пользоваться  помощью защитника.

                      Обвиняемый (подозреваемый,  подсудимый)  может  пригласить

                      сам (а в некоторых случаях иметь назначенного)  защитника.

                      Такая   возможность   возникает   с   момента   задержания

                      подозреваемого, ареста или  предъявления  обвинения  лицу,

                      привлекаемому к уголовной ответственности.  Защитнику,  в

                      качестве которого чаще  всего  выступают  адвокаты,  закон

                      тоже предоставляет  широкий  круг  прав,  позволяющих  ему

                      активно   бороться   за   права   и   законные    интересы

                      подзащитного;

                    - лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров  и судей

                      обязаны осуществлять действия, направленные на  содействие

                      защите подозреваемых, обвиняемых либо  подсудимых.  Защита

                      последних не считается только их личным делом. Например, в

                      соответствии со ст.  20  УПК  названные  должностные  лица

                      правоохранительных органов обязаны выявлять как  уличающие

                      и отягчающие ответственность  обвиняемого  обстоятельства,

                      так и оправдывающие его либо  смягчающие  ответственность.

                      На  них  возложено   также   разъяснение   подозреваемому,

                      обвиняемому или подсудимому его прав.

           Все названные и многие другие права и обязанности  в  совокупности  и

    призваны обеспечить право на защиту.

     

           9.Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ)

     

           Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,  пока  его виновность не будет доказана, предусмотренным в федеральном  законе  порядке и установлена в законную силу приговором. Бремя  доказательства  ложится  на прокурора,   следовательно,   эти   органы   обязаны    при    осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательные и обвинительные факты).

     

           10.Открытое разбирательство дел во всех судах. (Ст. 123  Конституции

    РФ)

          Принцип гласности судебного разбирательства. Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом9. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.

           Исключение из принципа гласности:

    1. Открытое разбирательство  дел запрещёно, если  это   противоречит интересам тайны государства.

    2.  В  арбитражных   судах,  если  противоречит  интересам   охраны коммерческой тайны.

    3.  Если  предметом   исследования  становятся  сведения   военного

    характера, то они  не подлежат разглашению, а также  те,  которые содержат служебную тайну.

    Информация о работе Принципы организации деятельности органов судебной власти