Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.
Введение………………………………………………………………………….3
Принцип единства и централизма……………………………………………....4
Принцип независимости………………………………………………………....5
Принцип гласности……………………………………………………………...10
Принцип законности…………………………………………………………….11
Внутриорганизационные принципы……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18
Министерство образования и науки РФ
Урюпинский филиал
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет социально-гуманитарных и экономических наук
Кафедра правоведения
Модульная контрольная работа №3
по дисциплине: «Правоохранительные органы»
на тему: «Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ»
Выполнил:
студент 1 курса
очного отделения
специальности «юриспруденция»
группы ЮУ-111
Тыщенко Алексей Александрович
Проверил:
старший преподаватель
Морозов Евгений Николаевич
Урюпинск 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Принцип единства и централизма……………………………………………
Принцип независимости……………………………………………
Принцип гласности………………………………………………………
Принцип законности……………………………………………………
Внутриорганизационные принципы……………………………………………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать. Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.
Знание
и соблюдение этих принципов имеет
большое значение для обеспечения
эффективности функционирования прокуратуры
в системе государственных
Принципы единства и централизма
Централизация системы органов
прокуратуры проявляется в том,
что нижестоящие прокуроры
Важность такого подхода обусловлена тем, что обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии проведения единой иллинии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.
Прокурор обязан представлять материалы
и объяснения любому вышестоящему прокурору
в силу действия принципа централизации
и связанной с ним
Принцип единства тесно связан с
принципом централизации и
Принцип единства означает, что перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор от районного до Генерального вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства трудно переоценить для формирования независимости этого института.
Таким образом, централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяются и на взаимоотношения прокуроров, прокуратур друг с другом, и на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, действующих на основе единоначалия.
Принцип независимости
Принцип независимости органов
прокуратуры состоит в том, что
все свои функциональные решения
и действия (по осуществлению надзора,
расследования преступлений и другие)
каждый прокурор и следователь осуществляют
только на основе закона, своего внутреннего
убеждения и материалов проверок
и расследований, осуществленных в соответствии
с требованиями полноты, всесторонности
и объективности их проведения.
В первом своем проявлении принцип независимости
означает наличие собственной компетенции
органов прокуратуры, в осуществление
которой недопустимо вмешательство, воздействие
в какой-то форме других государственных
органов, органов местного самоуправления,
общественных объединений, средств массовой
информации, их представителей и должностных
лиц.
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора или следователя, чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела, преследуется в уголовном порядке (ст.294 УК РФ).
Воздействие на прокуроров и следователей
на практике осуществляется в различных
формах, от завуалированных, исходящих
от различных должностных лиц, в
том числе путем принятия нормативных
правовых актов, от средств массовой
информации (путем инспирированных
заказных публикаций и т.п.) до угроз
и реальных мер физического воздействие
(побои, похищение членов семьи, анонимные
и прямые угрозы и др.). Поэтому
государство осуществляет специальные
меры по защите прокуроров и следователей.
Порядок и условия
Нельзя не отметить важное обстоятельство,
способствующее осуществлению принципа
независимости, такое как деполитизация
органов прокуратуры. Прокуроры
и следователи не могут быть членами
выборных, назначаемых, создаваемых
и иных органов, образуемых органами
государственной власти и местного
самоуправления. Данное требование закона
является конкретным проявлением и
реализацией принципа независимости
органов прокуратуры в
Действие этого принципа распространяется
не только на прокуроров и следователей
органов прокуратуры, но и на научных
и педагогических работников учреждений
прокуратуры, как прокурорских работников,
а также иных работников органов
и учреждений прокуратуры, имеющих
классные чины. В своей служебной
деятельности прокуроры и следователи
не связаны решениями любых
Еще одной конкретизацией принципа
независимости прокуратуры как
условия объективности и
Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.
В соответствии с общей направленностью и смыслом принципов, закрепленных в ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, допускается и поощряется преподавательская и научная работа по юридической специальности или близко связанной с исполнением служебных обязанностей прокурорского работника. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей.
Руководствуясь принципом
Как вмешательство в осуществление
прокурорского надзора, расследования
преступлений следует рассматривать
обращения должностных лиц, депутатов,
представителей средств массовой информации
к прокурору или следователю
с требованиями предоставить информацию,
составляющую следственную или иную
служебную тайну, выполнить или
не совершать конкретные надзорные,
следственные действия либо совершить
их определенным образом вопреки
интересам соблюдения законов, установления
истины, привлечения к ответственности
лиц, совершивших правонарушения. Только
заинтересованные лица и органы имеют
право требовать ознакомления их
с материалами, находящимися в распоряжении
органов прокуратуры и
Как воспрепятствование деятельности
прокуратуры следует
Для преодоления воспрепятствований в различной форме служебной деятельности прокурора, следователя прокуратуры используется вся совокупность правовых средств и иных возможностей, определенных в законе: принудительный привод, выемка, использование помощи органов милиции, иных сил обеспечения правопорядка, привлечение к ответственности за отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, возбуждение производства об административных правонарушениях.
Субординационные подчинения и
подотчетности существуют только внутри
системы прокуратуры РФ, что не
исключает, а наоборот, обеспечивает
процессуальную независимость прокуроров
и следователей по отношению к
вышестоящим должностным лицам.
Прокуроры при осуществлении
своих полномочий вправе отказаться
от выполнения незаконных указаний вышестоящих
прокуроров, они наделены процессуально
самостоятельностью, дополнительными
гарантиями личной неприкосновенности
и материального обеспечения. В
частности, запрещены задержания, привод,
личный досмотр прокурора и
Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ