Принципы построения и структурная организация государственного механизма в условиях демократического правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Файлы: 1 файл

Принципы построения и структурная организация государственного механизма в условиях демократического правового государства.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

-» Временные органы  создаются для выполнения краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.

Наиболее существенное значение имеет деление государственных  органов по характеру выполняемых ими задач или иначе по принципу разделения властей. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные (законодательные), исполнительные и судебные (правоохранительные) органы.

-» К законодательным  органам относится высший представительный орган государства - парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.

-» К исполнительным  органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.

-» К судебным органам  относятся суды различных компетенций,  которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.

Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.

По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.

Источник финансирования служит способом выделить бюджетные органы и внебюджетные, экономически самостоятельные.

 

Заключение

 

      Механизм государства, как система  органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее  время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков.

Многие декларированные  в конституции СССР положения  наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое государство, выступающее важнейшей составной  частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 года, является целью и перспективой развития Российской государственности.

Правовое государство  предполагает взаимную ответственность  государственной власти и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов общества. Из этого вытекает множество задач по совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане юридических гарантий законности.

Необходимым условием становления и формирования правового государства является также наличие единого правового пространства на территории РФ, т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и не противоречие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов Конституции РФ.

 

Список  литературы

1. Конституция  Российской Федерации. - М.: Юридическая  литература, 1993

2. Федеральный  Закон Российской Федерации "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" от 28 августа 1995 г.  № 154 - ФЗ.

3. Всеобщая  декларация прав человека. - М.: 1993, 54 с.

4. Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. - М.:Новый Юрист, 2010

5. Комаров  С.А. Общая теория государства  и права в схемах и определениях.  - М.: Юрайт, 2010

6. Теория  государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2009

7. Теория  права и государства. Учебник  /Под ред. проф. В.В. Лазарева. -  М.: Новый Юрист, 2011

8. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права:  Хрестоматия /Под ред. проф.   Т.Н. Редько. - М.: 2011

9. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юрист, 2010

10. Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации. Учебник -М.: Норма, 2010

 

Практическое  задание

Группа  граждан, находящихся в следственном изоляторе по подозрению в различных преступлениях, обратилась с судебным иском к руководству Управления Исполнения Наказания с требованиями признать результаты недавно проведенной избирательной кампании недействительными. Суть иска состояла в том, что руководство управления не обеспечило доставку избирательной урны, тем самым нарушив Конституционное право заключенных участвовать в выборах депутатов Госдумы.  В оправдание руководители Управления    представили доводы: во-первых, отсутствовала возможность доставки урны для голосования, а во-вторых, лица, предъявившие иск, совершили тяжкие преступления перед обществом и государством и не имеют морального права участвовать в данной избирательной кампании. Вопросы и задания: в чем суть конфликта? Дайте юридическую оценку действиям участников конфликта. Какие правовые нормы могут быть использованы судом при рассмотрении иска?

 

Ответ:

В соответствии с Конституцией РФ все граждане, достигшие совершеннолетнего возраста (восемнадцати лет) имеют права участвовать  в выборах. Однако есть ограничения, касающиеся заключенных. Заключенные в нашей стране бывают двух видов. Это заключенные СИЗО (Следственных изоляторов временного содержания) и заключенные осужденные приговором суда и находящиеся в местах лишения свободы постоянно на срок заключения, установленный решением суда.

В соответствии со статьей 32, пункт 3 Конституции РФ «Не имеют права избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так  же содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда». Это  значит, что заключенные, осужденные приговором суда на отбывание срока в местах лишения свободы временно, на период заключения не имеют права голосовать.

Но права голоса сохраняется  за заключенными находящимися в СИЗО. В следственном изоляторе содержатся граждане, находящиеся под следствием, то есть еще не осужденные приговором суда, следственно не лишенные права голосования. Голосование в СИЗО происходит по открепительным удостоверениям.

Так что, если заключенный  находится под следствием в СИЗО и еще не осужден, то он имеет право  участвовать в голосовании. Если же заключенный признан виновным в преступлении решением суда и отбывает срок заключения в тюрьме или колонии, то он лишен этого права на период отбывания срока по приговору.

 


Информация о работе Принципы построения и структурная организация государственного механизма в условиях демократического правового государства